Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

01:00
Погода в Армении: температура воздуха 1-2 июня повысится на 2-3 градуса
22:50
Микаел Согомонян назначен на пост замглавы Комиссии по регулированию общественных услуг Армении
22:40
Политолог Сергей Минасян указал на холодный расчет в ходе выборов мэра Еревана
22:30
За 3 суток в Армении зарегистрировано 26 ДТП: 1 погибший, почти 40 пострадавших
22:20
Ураган унес жизни 11 человек в Москве
22:10
Карен Карапетян: Для Армении Германия является важным партнером, и мы заинтересованы в углублении двусторонних отношений
22:00
Степан Григорян: Если в ноябре начнется диалог вокруг виз, через два-два с половиной года либерализация виз может стать реальностью
21:30
Пока Турция отрицает Геноцид, Армения пропагандирует любовь к человеку: Интересные моменты «Авроры»
21:20
Эксперт: В Армении препятствием номер один являются российские монополии
21:10
В НАСА планируют погрузиться в атмосферу Солнца в 2018 году
21:00
Долетят ли шарики детей Арцаха до ООН?
20:50
Парламент Армении не хочет понижать пенсию прокурорам и следователям
20:40
Премьер-министр: Армения зарегистрировала очевидный прогресс по показателям экспорта в страны ЕАЭС
20:20
Генсек ОБСЕ посетит Ереван
20:10
Лауреат премии «Аврора – 2017» доктор Том Катена поблагодарил армянских врачей, которые заменяют его в Судане
19:50
ЕСПЧ принял в производство жалобу адвоката Арарата Хандояна
19:30
Чудеса на «крыше Армении»: загадка горы Арагац
Все новости
» » Гибель храма Звартноц

Гибель храма Звартноц

Категория: Культура
1 175
0
Гибель храма Звартноц
(фото: развалины храма в сравнении с его размерами согласно макету, макет храма Звартноц в разрезе, развалины после раскопок, частично восстановленный первый ярус, колонны связанные арками)

Мужчина среднего роста, черноглазый брюнет с кудрявыми волосами, чьи виски и непокорная челка поседели, нервно ходил по центру храма. Опытный режиссер словно застрял в тупике.
"Чего-то в этом сценарии не хватает, - вздохнул недовольно, - в любом случае, эту сцену снять необходимо. Ладно, утром посмотрю весь снятый материал. Может, появится новая и нужная мысль."

- Тигран, снимаешь крупным планом лицо Аполлона: синие глаза, рыжую бороду, довольное лицо. Затем его высокую фигуру в черной сутане. Про факел в его руке не забудь, - режиссер давал указания оператору.
– Аполлон, факелом освети свое лицо. Затем пойдешь медленно, освещая столбы. Станешь рассматривать капители, обойдешь столбы с радостным лицом. Направишься к столбу с орлом, улыбнешься, вернешься в центр храма, к купели. Осветишь алтарь, там представишь себе мозаики и фрески. Компьютерщики сделают изображение.

Актер выполнял все указания режиссера, осветители старались придать эпизоду выразительность, используя минимум освещенности, чтобы сохранить лунный свет, будто проникающий в окна храма.

- На сегодня всё! Остальное дополнит компьютерная графика. Всем спасибо! Уезжаем. По машинам! – режиссер опустил рупор.
- Мы с Аполлоном заночуем здесь, - предупредил подошедший оператор.
- Хорошо, Тигран, как хотите, но мы приедем после полудня. Не забудь, наш гость, один из главных героев фильма, должен отдохнуть.
Тигран кивнул. Съемочная группа собрала всю аппаратуру. Палатку оставили друзьям.

- Наконец, одни. Отдохнем от шума и яркого света. Выспимся в сакральном месте, - Аполлон потянулся, стоя, раскинув руки, - вдохнем аромат южной ночи, послушаем о чем шепчет библейская гора.
- Аполлон, ты хорошо смотрелся в кадре, очень фотогеничен. Имя и внешность соответствуют герою эпохи. Ты родился для этого фильма или пришел к нам из прошлого? – Тигран добродушно рассмеялся. - Ты действительно похож на Аполлона – рыжий синеглазый красавец.
- Я родился крупным и таким, как ты сказал, потому родители, не раздумывая, дали мне это имя. Я рад, что вы меня нашли, - задумался и через минуту произнес, - всё ж Звартноц необычный храм – круглый. Подобные древние храмы сохранились в Армении или были разрушены?
- Было несколько храмов, но меньше размерами. Кажется четыре подобных храма построили во времена католикоса Нерсеса III прозванного Строитель. Рядом с храмом Гарни сохранилось лишь основание ротонды четырехлистника в плане. Архитектор Трдат построил храм Гагикашен во многом схожий с Звартноцем в городе Ани. Там была обнаружена статуя царя Гагика с макетом Звартноца в руках, что послужило доказательством тому, как выглядел Звартноц. Гагикашен рухнул, сохранились лишь фрагменты. Спать хочется, утром поговорим подробнее, - зевнул Тигран, забираясь в палатку.


- Тебе что-то снилось? – Аполлон вошел в палатку, - я встал рано. Мне снился пожар, злобные монахи, люди бегущие из храма, охваченные огнем, как и храм, обложенный дровами. Храм, даже охваченный огнем, был великолепен. Впрочем, огонь лишь освещал первый этаж. Как такая громадина могла рухнуть?
- Официальная версия разрушения храма из-за землетрясения несостоятельна: точных свидетельств землетрясения 930-х годов нет. Интересный факт: археологи обнаружили следы обширного пожара до разрушения храма. Сон с пожаром и меня беспокоил всю ночь.
- Пожар начался внутри или снаружи?
- Деревянными в нем были лишь двери. Гениальное творение уничтожили и забыли на целых тысячу лет.
- Сон или видение приснился мне не напрасно. Без сомнения, храм уничтожили фанатики – слепые исполнители чьей-то воли. Им всё равно какое творение уничтожать. Бездарные всегда ненавидели всё гениальное. Не время засыпало его песком, не время...

- Выпьем кофе, хотя немного остыл, всё ж лучше, чем ничего. Я припрятал абрикосы и немного печеного. Ануш нам позже привезет бутерброды. Может, раньше нее придут сотрудницы музея и накормят нас чем-то вкусным. Ты им приглянулся. Еще не женат? Поклонницы знают где ты? – Тигран подмигнул другу.
- Не знают, - Аполлон рассмеялся, - всем сказал, что еду в командировку, но не уточнил куда именно. Телефон выключен. Включаю, когда мне нужно позвонить.


- Тигран, ты мне обещал рассказать подробнее о храме, - после завтрака Аполлон продолжил разговор.
- Расскажу. Рассмотрим его, вернее, что сохранилось.
- Удачное место для храма выбрал архитектор, фоном служит библейская гора.
- Это место привлекло внимание древних. Во время раскопок обнаружены: основание урартского храма, жертвенник, базальтовый обелиск с клинописью царя Руса II. Найдены: глиняные кувшины, III-II-го тысячелетия до н.э., камень - фаллос. Есть мнение, что это был храм посвященный богу знаний – Тиру.

Друзья по ступеням поднялись к храму. Тигран начал свой рассказ.
- Упомянутый мной католикос Нерсес решил перенести свою резиденцию из тогдашней столицы Двина в Вагаршапат (Эчмиадзин) – Двин отсюда в 40 км. Здесь построил храм Звартноц и патриарший дворец. Развалины дворца рядом с храмом.
На известном тебе холме Хор-Вирап была построена часовня подобная Звартноцу. Может, архитектор проверял устойчивость данной конструкции перед началом строительства Звартноца. От часовни ничего не сохранилось.
Высота Звартноца была 49 метров, диаметр первого яруса чуть больше 35 м. В храм вели пять входов. Интерьер храма выделялся своим декоративным убранством.
Первый ярус Звартноца – тетраконх (4-х лепестковый план), с колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны увенчаны капителями, связанные между собой арками создавали кольцо – на нее опирался второй ярус.
Алтарную апсиду покрывали мозаики и фрески, перед ней — крестильная купель.
За алтарем располагалась ризница, из которой по лестнице поднимались на двухэтажную галерею расположенную на втором ярусе.
Третий ярус - высокий многогранный купол.
Звартноц строили 32 мастера, чьи фигуры были высечены на 32-х гранях наружной стены первого этажа, сохранились только 9 из них. Каждый из мастеров оставил на камнях свой знак. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно, это имя и портрет зодчего храма. При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжый туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Для кровли использовали красноватую черепицу.

Для тех кто не знает символизма, орнаменты и строение Звартноца лишь красивое оформление храма. Гранаты в виноградных листьях, плетенные корзинки, овны и орлы на столбах, петроглифы, которые оставили мастера кажутся красивыми узорами. Однако Звартноц один из немногих храмов, где мастера сохранили древнейшую дохристианскую символику.

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское или Духовное Начало, а горизонтальная линия - Материю или Женское Начало.
Представь эти колонны в движении, мы получаем Колесо Мира – Свастику - символ Солнца. За каждым лепестком стоит столб с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями, все орлы разные. Орёл также символ Солнца.
Звартноц – единственный храм в Армении, где купель расположена в центре, данная деталь дохристианская. Купель символизировала полное материальное проявление, когда в ней Духовный Огонь соединялся с водой.

Подобные круглые здания в древности воздвигались не только для культового служения, но и для Посвящения самого высокого уровня. Круглые залы назывались Эпоптейи, прошедших в них Посвящение именовали Эпоптами - высшими Посвящёнными.

- Во сне я слышал эти слова из уст монаха со злобной интонацией, - вставил Аполлон.

- В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан - солнцепоклонников, - продолжил Тигран. - В руинах храма найдены петроглифы гностиков. Зодчие Звартноца могли быть гностиками.

- Если судить по сну, который мне приснился, отцы церкви подозревали об истинном назначении храма. Как долго и почему церковь мирилась с существованием этого храма?

- На церемонии освящения храма в 652 году присутствовал византийский император Константин III. Император восхищался храмом и захотел построить такой же в Константинополе. Однако зодчий Звартноца умер на пути в Константинополь. Есть легенда, согласно которой зодчий бросился с корабля за борт в морские волны, чтобы не строить храм на чужбине. С некоторых пор я не верю легендам, они скрывают или искажают правду. Возможно, зодчего убили, выбросив в море. За строительством храма следил католикос Нерсес. Возможно, он поддерживал гностиков. Для остальных служителей церкви Звартноц был красивым храмом.
Официальная Церковь не могла разрушить этот храм, потому что он был официально построен и освящен как христианский на том месте, где по преданию Григорий Просветитель встретился с царем Трдатом.

- Для церкви это «храм св. Григория» во сне сказал монах, - кивнул Аполлон, - но всё ж, его разрушили.

- Кроме версии землетрясения разрушившего Звартноц, есть версия: будто арабы изъяли из несущих стен основные камни, тем самым ослабив конструкцию настолько, что она в конце концов рухнула от собственной тяжести. Хотя арабы восхищались храмом.

- Может, арабы разрушили из зависти.

- Тогда как церковь могла забыть о существовании такого храма?
Действительно ли арабы изъяли несущие камни? Почему не хватает так много камней? Их растащили крестьяне для своих нужд. Кто им разрешил подобное кощунство над христианской церковью?

- Расскажем режиссеру о наших снах?

- Мне кажется он не любит менять сценарий во время съемок.

- Но наши сны похожи на реальность. Почему нам обоим снилось одно и тоже? Это не обычные сны, а видения. Храм рассказал нам о начале своего трагического конца. Помоги мне восстановить подробности видения. Я расскажу, а ты, как хочешь. Впрочем, есть идея получше: у сотрудниц музея попрошу бумагу и ручку. Запишу сон и дам почитать режиссеру.

... Режиссер прочитал лист протянутый ему Аполлоном. Прочитанное взволновало его, он ходил по центру храма в раздумьи.

- Мне нравится идея, - наконец, заговорил режиссер. - Пожалуй, договорюсь о съемках ночью на башне Рипсиме. Друзья, послушайте, что нам прочитает Аполлон.
Режиссер кивнул Аполлону, отдавая лист.

...Монах стоял на башне крепостной стены храма Рипсиме. Его взгляд был направлен вдаль, на храм освещенный луной. Гордый, величественный, высокий храм на фоне библейской горы.
"Как долго мы будем мириться с твоим существованием – халкедонский центр? Как ты мог устоять после двух разрушительных землетрясений? – мысли монаха путались, вихрем проносились туда-сюда.
– Землетрясение в 893 году уничтожило столицу Двин, а ты стоишь непоколебим."

Монах обратил свой взгляд на небо и, молитвенно сложив ладони у груди, прошептал:
- Господи, ты ждешь от нас решительных шагов? Испытываешь нашу веру?

Посмотрев по сторонам, мысленно продолжил.
"Строители храма назвали его: Звартноц – храм «Небесных Ангелов» или «Бдящих Сил». Какие силы имели в виду его строители?
Монах недовольно вздохнул.
- Для нашей апостольской церкви это «храм св. Григория», поэтому мы мирились с его существованием и еще потому что прах Григория Просветителя находился внутри храма. Сегодня я получил разрешение опрокинуть его при первой же возможности. Ходят слухи – дай бог, чтобы это были лишь слухи, что под покровом ночи, в храме гностики проводят обряд посвящения. Святейший дал мне нужные книги, из которых я узнал, что подобные круглые здания – Эпоптейи, в древности воздвигались для Посвящения самого высокого уровня. Звартноц не похож на наши традиционные христианские церкви. Этот храм был построен не для христианского богослужения. Проводимые в нем богослужения лишь видимость для несведущих. Его основное предназначение - этапы Мистерий Христа-Логоса. Звартноц целиком и полностью гностический храм."

- Ускорим шаг, нельзя опаздывать на обряд, - послышались голоса спешащих по дороге мужчин.

Монах прильнул к стене, пригнулся. Спешившие ускорили шаг – они шли в сторону храма Звартноц.

"Какой обряд совершают в полночь? Мистерия! Так вот зачем сюда приехали столь важные гости. Остановились в патриаршем дворце в двух шагах от храма. Видимо, кто-то из них магистр или главного называют как-то иначе? Никто из важных гостей не согласился ночевать в гостевом доме храма Эчмиадзин. Только эти двое для отвода глаз, новички наверно. Пойду за ними. Может, взять с собой еще братьев? Подниму всех, но спешить не будем. Нужно быть осмотрительными. Они могут следить за дорогой и осматривать окрестности храма. Такие мистерии проводятся тайно, случайных людей туда не допускают.
Сложив руки на груди, монах рассматривал Звартноц и его окрестности.
- Храм очень высок, лунная ночь им помощник. Близ храма лишь патриарший дворец. Вокруг абрикосовые сады и виноградники. Лачуги крестьян за садами. Будем хитрее их."

Монахи вооружившись дубинами пробирались к храму через сады.

"Вот он храм, достаточно близко. Трехъярусный, с куполом. Зиккурат - многоступенчатое культовое сооружение. Внутри горит огонь и слышно пение. Языческое пение. О чем они поют? Нет слов, лишь звуки, - монах прислушался, - "о" или "ом", понижается, повышается.
Бог мой, сколько огня внутри!
Они там с факелами или внутри жгут огонь?
В окнах галереи есть неподвижные фигуры – эти, видимо, следят, чтобы их мистерию не обнаружили. Значит в патриаршем дворце лишь свои люди – гностики и верные им слуги. Гностики посягнули на самое святое - Институт Церкви."
- Сжечь бы их всех, - злобно прошептал кто-то, - что ини делают там в столь поздний час? Оскверняют христианский храм.
"Христианский ли?" – усомнился монах.
Решение пришло неожиданно.
- Несите к храму дрова. Найдете их у бани. Устроим им посвящение, - властно велел монах.
Монахи рассеялись в поисках дров.
Пение внутри храма усилилось. Казалось звуки хотели порвать тишину ночи в клочья. Огонь внутри освещал все окна, тени в окнах заметались.
- Они танцуют? – пренебрежительным тоном прошептал монах, - от нашего огня затанцуете быстрее.

Неподвижные тени в окнах галерей исчезли.
- Быстрее складывайте дрова у стен, особенно много у дверей, - велел монах, ломая ближайшее к нему дерево.
- Двери закрыты изнутри, я пробовал открыть, - сказал кто-то.
- Тем хуже для них.

- Дым заполняет храм, - встревоженно шепнул кто-то в ухо магистру, - снаружи храм обложили дровами и подожгли.
- Прервать обряд, - магистр поднял руку. Пение прекратилось.
Магистр подошел к купели, в ней сидели обнаженные юноши.
- Выходите из купели, делайте, как я, - снял одеяние, намочил, отжал и надел на себя.
По его знаку одеяния тех, кто был в купели, полетели в воду.
– Ну что, новички, в воде были, сейчас пройдете сквозь огонь и считайте себя Посвященными. Все сделайте, как я. Ломайте двери! С факелами в руках попробуем выйти из дверей. Чьи одеяния сухие пусть встанут между теми, у кого мокрые. Выберемся. Они не посмеют нас убить в храме...

- Жаль, что двери сгорели, - произнес один из монахов, - я бы забрал одну из них себе.
- Нужно доложить о произошедшем его святейшеству. Утром зайду к нему. Возможно, тебе разрешат взять камень из храма, если проявишь должное рвение. Учту и твою заслугу за прошедшую ночь.


Источник: Э. А. Мирзоян – " Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья"

***
Тетраконх - в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида - полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Халкедонский Собор был созван с целью обеспечить религиозное единство. Сторонников решений Собора называли халкедонцами. Католикос Нерсес был халкедонцем. Армянская церковь отказалась принять решения Халкедонского Собора.
***

Обсудить на форуме

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии