Армяне Мира > Культура > Кочари

Кочари

Армянский кочари – один из главных олицетворений армянской культуры, которая развивалась, несмотря на сложную судьбу армянского народа. Кочари является популярным, народным танцем Армении. Разумеется, по своему ритму и мелодичности это разные танцы, попросту имеющие одинаковое название. Культурологи подразделяют армянский кочари на 4 группы: танец кочари армян Восточного Кавказа, кочари Анатолии, кочари жителей Армении и кочари армян диаспоры. Каждый танец имеет свои особенности, последовательность движений, ритм и музыкальные инструменты, которые создают фон для танца.

Кочари

Различия в танцах армян разных частей света.

Кочари армян Восточного Кавказа. Кочари армян Восточного Кавказа примечателен тем, что женщины и мужчины использовали в своем танце свечи. Кочари зачастую исполняли на свадьбах или помолвках. Движение пламени свечи символизировало трепетное отношение между возлюбленными или молодоженами. В конце танца на свадьбе свеча задувалась взрослой родственницей мужа или жены – это символизировало покровительство или благословение. Кочари на помолвках исполнялся в самом конце, и задувание свечей означало, что всем пора расходиться, помолвка успешно прошла.


Кочари Анатолии. Армяне Анатолии вкладывали, и вкладывают по сей день в танец свой особый смысл, который понятен всему миру, благодаря знаниям истории. Так как Анатолия всегда являлась частью Турции, то многие армяне в период геноцида были зверски убиты, выжившие бежали или старались скрыть свое происхождение, связывая себя узами брака с турками. Таким образом, кочари армян Анатолии выражает скорбь, он не динамичен, спокоен. Танец исполнялся после неурожайных сезонов или же во время печальных событий. Армяне Анатолии привнесли в танец свой элемент, благодаря которому он визуально отличается от других кочари – плавное движение плечами, имитация движений рыб. Данное движение появилось в танце также благодаря местонахождению.


Кочари жителей Армении. Исторически сложилось, что Великая Армения была государством с огромной, четкой территорией. Все знали границы Армении, и никто не осмеливался покушаться на нее во время правления Тиграна Великого. Считается, что с тех времен танец кочари унаследовал движение «стена», когда танцующие стоят максимально приближенно друг к другу.

 

Кочари армян диаспор. Данный танец имеет уникальную структуру, отличающую его от всех кочари. В отличие от четких структур других кочари, данный танец олицетворяет свободу и единение народа. Структура танца выглядит следующим образом: танцоры выстраиваются в ряды и после того, как оркестр начинает играть, каждый ряд танцует свой танец. Вместе эти ряды образуют необычный и вместе с тем удивительно красивый танец, который армяне диаспор называют «танец воссоединения и танец памяти культуры».


История кочари.

Изначально кочари являлся мужским танцем. Историки утверждают, что данный танец не развлекал мужчин, танцевался отнюдь не на празднествах и памятных событиях. Первоначальный кочари – армянский танец мужчин перед сражением, важной битвой или столкновением. Данным танцем мужчины, предки армян, настраивали себя на нужный лад, проецировали победу и привлекали удачу. Отмечается, что ни одно сражение не обходилось без кочари. Примечателен тот факт, что битвы, перед которыми танцевался кочари, все были победоносными. Благодаря своей религиозности, армяне уповали на Божью помощь, на то, что Бог увидел их настрой, их желание победить и то, каким боевым духом они наделены.


В настоящее время, многие ошибочно называют танец, исполняемый армянами на любых торжествах и событиях, лезгинкой. Сейчас в принципе все кавказские танцы называют лезгинкой, не желая вдаваться в подробности и в особенности культур каждого народа. Каждый армянин, слышащий в свой адрес выражение: «Ты танцевал лезгинку», терпеливо поправляет оппонента и называет правильное название своего танца.

 

Современный кочари уже не считается только мужским танцем. Кочари танцуют девушки, женщины, привнося в танец легкость, воздушность и грацию. Армянские мужчины, танцующие кочари, вне зависимости от своего возраста, все также выглядят воинами, готовыми в любой момент защитить свою женщину, свою семью, свою Родину. Стоит отметить, что тот кочари, который танцуется армянским народом, все же облегчен и имеет лишь приблизительное сходство с танцем, исполняемым предками армян.


Настоящий армянский кочари довольно сложно станцевать без хорошей физической подготовки. Структура танца довольно динамична, движения, прыжки и выпады резки. Исполняя оригинальный армянский кочари, неподготовленный танцор рискует получить травмы ног и ступней.

Множество культурологов и искусствоведов по сей день спорят о том, являлся ли танец только мужским, военным танцем. Некоторые утверждают, что кочари исполнялся в качестве ритуального танца богам плодородия. Сами армяне, отлично знающие свою историю, говорят, что танец в разные времена и эпохи использовался для разных целей и выглядел совершенно по-разному. «Воинский» кочари – армянский танец с высокими прыжками, после которых воин приземлялся на носки, тем самым демонстрируя свою мощь и силу. «Плодородный» кочари – армянский танец, изобилующий движениями с плавными всплесками рук в небо.


Множество танцевальных армянских коллективов по сей день стараются воплотить в каждый свой танец особенности культуры и истории своего народа. Перед каждым сезоном, проделывается огромная работа композиторов, постановщиков, костюмеров и танцоров для того, чтобы сохранить культурное наследие. При этом жители многих деревень и поселков остаются недовольными, так как «кочари в их селе танцуется не так». Каким бы не был армянский кочари – воинским, плодородным, жителей какой-либо части света, он является объединяющим весь армянский народ. Благодаря кочари, армяне лишний раз гордятся своей культурой и тем, что пусть они и гонимый, много повидавший народ, но со своей особенной, неповторимой культурой.




Вернуться назад