Армяне Мира > Люди > Дживан Гаспарян

Дживан Гаспарян

Многие во всем мире знают такого талантливого представителя Армении и армянского народа, знаменитого композитора и виртуозного музыканта, имя которого Дживан Гаспарян. Но лишь единицы, кто скорее причислит себя к фанатам и поклонникам музыканта, может рассказать своим друзьям о некоторых биографических фактах и пути становления Дживана Гаспаряна. Мы попытаемся разобраться кто он, каким был его путь и каковы его заслуги, чем он знаменит на весь мир и благодаря чему его популярность не угасает .
 
Дживан Гаспарян

Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солаг. Эта деревня находилась неподалеку от Еревана. Будучи маленьким мальчиком, Дживан мечтал о беззаботной, красивой и богатой жизни в Ереване. Эти мечты были не просто прихотью и беспочвенной мечтой - семья Гаспаряна жила бедно и еле сводила концы с концами. После пережитого горя - смерти матери, мальчику не с кем было поделиться своими мыслями, детскими мечтами. Отец Дживана был в армии и, фактически, Гаспарян был предоставлен сам себе. 

Однажды, услышав виртуозное исполнение одного из музыкантов, Гаспарян был настолько очарован этой игрой, что, преодолев смущение, попросил поиграть на инструменте музыканта. Тот, увидев неподдельный интерес маленького мальчика, разрешил. Именно с этого момента и до сегодняшнего дня, по  словам самого Гаспаряна, он не расставался с музыкой. По началу, было трудно, ведь никто не учил Гаспаряна тонкостям игры на дудуке, все делалось по какому-то внутреннему чутью и наитию. Вскоре, научившись вполне достойно играть, Гаспарян показал свои умения тому музыканту и был вознагражден за свой труд первым, собственным дудуком. Много лет спустя, Гаспарян сокрушался, что так и не смог показать тому музыканту каких высот он достиг и чему научился.

Дживан Гаспарян в детстве
 
В настоящее время, дудук слышал каждый, да и видели его многие. Благодаря Гаспаряну, дудук больше не считается народным инструментом. Но есть ведь люди, которые не знают, что представляет из себя «этот дудук». Дудук - это духовой музыкальный инструмент в виде трубки с девятью отверстиями. Особенностью армянского дудука является изготовление инструмента из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево является лучшим материалом для дудука из-за способности резонировать, и тем самым, издавать мягкие, вместе с тем, глубокие и проникновенные звуки. Считалось, что у каждого дудукиста(музыканта, играющего на дудуке) должен быть лично изготовленный им инструмент. В последнее время, это конечно, легко решаемая задача - можно сделать инструмент на заказ, либо приобрести его в специализированных магазинах. 

Постигая азы игры на дудуке, Дживан уже тогда знал, что свяжет свою жизнь с музыкой. Так и произошло. В 18 лет никому не известный, провинциальный мальчик играл с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Филармоническим Оркестром города Еревана. Постепенно, многие узнавали Дживана и восхищались его игрой. Исполнял Дживан фольклорные мелодии, армянские песни. Немного позже стал сочинять сам, но в то время этот талант Гаспаряна был не замечен.
 
Дживан Гаспарян

В первый раз Гаспарян был замечен и награжден часами, после своей сольной игры в Москве в 1948 году. Выступление было перед Политбюро и перед Иосифом Сталиным. Гаспарян до сих пор вспоминает этот момент с волнением: «Я играл, и глаза боялся на Сталина поднять. Изредка посматривал исподлобья, как Сталин слушал меня, курил. После того, как закончил, я не нашел ничего лучше, как просто взять и убежать. Волнение, конечно, сделало свое дело. Стоя за кулисами, я уже готовился к худшему, ведь так дерзко себя повел. И тут, на этой мысли, ко мне подходят двое в костюмах и зовут пройти с ними. Я,  правда подумал, что это конец и меня ведут на расстрел. А оказывается, меня отвели в какую-то комнату и вручили красную коробочку, в которой были часы «Победа». Сам Иосиф Виссарионович подарил мне часы. На следующий день, я продал их, о чем до сих пор жалею». Эта история, как ничто лучше иллюстрирует талант Гаспаряна. Ведь всем известно, что угодить Сталину было практически невозможно. Невозможно это было для всех, но не для Гаспаряна. Своей искренней, душевной игрой, идущей от сердца, Дживан смог произвести впечатление на такого властного и жесткого человека, как Сталин.

В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку. Ни для кого не секрет, что в Америке, как и других странах мира, проживают эмигранты из Армении, для которых услышать звучание дудука на чужбине равносильно маленькому путешествию в свою родную страну и на свои земли. Поэтому выступление Гаспаряна ждали давно и его, как родного, встретили на чужбине. После этих гастролей в Америке, Гаспарян зарекомендовал себя, как профессионал своего дела. Также с этим визитом Гаспаряна связан очень скандальный для местных газет случай, после которого очень многие газеты применяли к Гаспаряну такой синоним, как «дудукист-убийца». Закончив свое выступление в одном из калифорнийских залов, и уже направляясь за кулисы, Гаспарян встретился с  весьма пожилым армянином, который попросил сыграть для него. Рассказав историю о том, как в 1915 году всю его семью вырезали турки в ходе Геноцида армян, старик попросил Дживана исполнить старинную армянскую мелодию, которую Гаспарян исполнил на концерте. Как показалось Дживану, старик заслушаясь, заснул, а Дживан, проникся историей и, не решаясь нарушать сон слушателя, играл и играл мелодию. Позже выяснилось, что старик тихо скончался под звуки дудука. Выслушав претензии жены усопшего о том, что Гаспарян убил ее мужа, Вильям Сароян, американский писатель армянского происхождения, встал на сторону музыканта и решительно возразил супруге, сказав, что «Для настоящего армянина умереть под такое волшебное исполнение дудука - Божий подарок и Божье прощение. Поэтому Дживан не убил, а лишь «сыграл» молитву для вашего супруга». На следующее утро и вышли те самые газеты, с таким неприятным для любого человека прозвищем.
 
Дживан Гаспарян и Армен Джигарханян
Дживан Гаспарян и Армен Джигарханян

Тем не менее, самым запоминающимся, по мнению самого Гаспаряна, стал вовсе не этот случай. Находясь на гастролях в Токио, перед самым выходом на сцену, пошел просто ужасающий ливень. Это было словно испытанием для музыканта и для тех, кто пришел его послушать. От стихии, на открытом стадионе, мог защититься, построенным козырьком, только лишь присутствующий на сцене, зрители же были обречены быть вымокшими до нитки. Выйдя на сцену, Дживан был просто ошеломлен тем, что все зрители стояли в дождевиках и ждали его выступления. Учитывая менталитет зрителей, это было настоящим чудом.

Настоящий расцвет музыкальной карьеры Гаспаряна случился после приглашения написать музыку для неоднозначного фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Критиками фильм был принят весьма прохладно и, раскритиковав все, что можно было, не тронутым и даже восхваленным, осталась музыка Гаспаряна. С этих пор, Гаспарян был принят не только, как виртуозный исполнитель, но и как тонко подмечающий все нюансы композитор. 

Связав себя обязательствами и контрактами, Дживан был ответственен не столько перед компаниями, сколько перед людьми, в него верящими. Постоянные выступления, гастроли, запись альбомов - все это было сконцентрировано в Америке, и Дживан принял решение перевезти в Лос-Анджелес всю свою семью. Но, тем не менее, отвечая на вопрос: «Где ваш дом?», Гаспарян, не задумываясь, отвечает: «В Армении».

В 2000 году Гаспарян принимает приглашение написать музыку для нового фильма «Гладиатор». В соавторстве с композитором Хансом Циммером, Гаспарян создает трек, который позже получил премию «Золотой Глобус» за лучший саундтрек к фильму. 

Многие считают, что Гаспарян прославился лишь «Гладиатором», при этом показывая свою неосведомленность. Саундтреки Дживана звучат в таких знаменитых фильмах, как «Страсти Христовы» и «Код да Винчи»
 
Дживан Гаспарян с внуком

В настоящее время, у Гаспаряна множество учеников по всем миру, которые просто боготворят своего учителя. Дживан сокрушается, что передать свое мастерство некому - он отец двух дочерей, а игра на дудуке - исконно мужское занятие. Но Гаспарян не теряет надежды и обучает мастерству исполнению своего внука.

Дживан Гаспарян до сих пор дает концерты, активно гастролирует и полон планов на дальнейшую творческую жизнь. Только вот уходить из музыки Гаспарян не собирается. «Как можно устать от любимого дела? Отдыхать нужно тогда, когда ты устал. Я совершенно не устал ни от дудука, ни от ритма своей жизни».



Вернуться назад