Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

05:01
Молдова выходит из ДОВСЕ
05:01
МИД Армении и Кореи обсудили перспективы двустороннего сотрудничества
05:01
Спикер НС Армении и спикер парламента Азербайджана вновь встретятся
05:01
Клинтон и Обама поучаствуют в сборе денег для предвыборной кампании Байдена
05:01
Суд ООН обязал Израиль принять меры для доставки помощи в Газу
05:01
Во Франции обсуждают законопроект о запрете дискриминации по волосам
05:00
В Малави парламент легализовал выращивание сильнодействующей марихуаны
05:00
Лавров: Пашинян вызвал в Армению миссию ЕС, пообещав Азербайджану, что это на 2 месяца
05:00
Лавров: Путин был удивлен решением Пашиняна признать Карабах частью Азербайджана
05:00
Илон Маск отписался от бывшей девушки и подписался на контент против депрессии
00:01
Ален Симонян: Мы не собираемся уступать то, что наше
00:01
Ливан подаст жалобу в СБ ООН из-за израильских ударов по югу страны
00:01
«Гражданский договор» провела заседание под руководством Пашиняна
00:01
Ален Симонян: Да, я заявляю, что Россия, наш союзник, покинула нас в самый критический момент
00:01
Службы безопасности Ирака ликвидировали высокопоставленного члена ИГ
00:00
В ЮАР 45 человек погибли после падения автобуса с моста, выжила только 8-летняя девочка
00:00
Ален Симонян: существующая система безопасности не работает и никогда не работала
Все новости
Армяне Мира » Новости » Новости от » Торжество демократии или шаг к авторитаризму: Азербайджан переписывает Конституцию

Торжество демократии или шаг к авторитаризму: Азербайджан переписывает Конституцию

Категория: Новости / Новости от
496
0
Торжество демократии или шаг к авторитаризму: Азербайджан переписывает Конституцию

Конституционный суд Азербайджана в ближайшие дни рассмотрит законопроект Акта референдума «Об изменениях в Конституции Азербайджанской Республики», внесенных подписью президента Ильхама Алиева. В случае, если Конституционный суд даст положительное заключение, документ будет вынесен на референдум.

Проект Акта референдума об изменениях в Конституцию Азербайджана состоит из 29 пунктов, предусматривающих изменения в статьях, касающихся как прав человека, так и функционирования институтов власти. Проект расширяет полномочия президента, позволяет ему назначать себе первого вице-президента, вице-президентов, распускать парламент.

Ряд поправок носят технический характер. Отныне, если президент оказывается не в состоянии исполнять обязанности главы государства, то его полномочия переходят к первому вице-президенту. В нынешней редакции Конституции полномочия президента переходят к премьер-министру. Разница в том, что, если премьер-министр утверждается парламентом, то первого вице-президента глава государства назначает сам без какого-либо согласования.

Помимо этого, предлагается продлить срок полномочия президента с 5 до 7 лет. Президенту предоставляется полномочия объявлять внеочередные выборы главы государства. Также предлагается устранить минимальный возрастной ценз для кандидата на пост президента, который сейчас установлен 35-летним возрастом.

Также в Конституцию предлагается поправка, предусматривающая возможность роспуска парламента. В действующей Конституцией такой возможности нет. Согласно проекту, роспуск парламента возможен в следующих случаях: если Милли меджлис в течение одного года дважды вынесет вотум недоверия Кабинету министров или дважды не утвердит после представления президентом членов Конституционного суда, Верховного суда, правления Центробанка численностью, необходимой для осуществления деятельности этих органов и др. Парламент распускает президент.

Другие поправки касаются прав человека и детализируют ранее гарантированные Конституцией права и свободы. Так, часть 1 статьи 24 дается в следующей редакции «Человеческое достоинство защищается и уважается». В то же время, в часть 3 этой же статьи добавляется: «Не допускается злоупотребление правами». В статью 25 вносится новая VI часть: «Лица с физическими и умственными недостатками, за исключением прав и свобод, реализация которых затруднена в связи с их ограниченными возможностями, обладают всеми правами и несут обязательства, предусмотренные этой Конституцией». В статью 29 внесены новые части V и VI — «Частная собственность влечет социальные обязательства» и «Право частной собственности на землю может быть ограничено в целях социальной справедливости и эффективного использования земель». Наблюдатели опасаются, что эта норма может на практике создать правовые условия для экспроприации земель у граждан.

В статью 32 вносятся три новые нормы. Согласно одной из них, за исключением случаев предусмотренных законом, не допускается вмешательство в информационные ресурсы на электронных носителях и бумаге с целью получения информации о третьих лицах. Не допускается использование информационных технологий для раскрытия сведений о личной жизни, в том числе касающихся убеждений, религиозной и этнической принадлежности, за исключением личного согласия лица, которому относится информация, а также переработки статистических данных анонимного характера и других случаев, предусмотренных законом. Круг персональных данных, условия их переработки, сбора, передачи, использования и охраны определяется законом.

После внесения поправки в статью 46, свобода собраний гарантируется с условиями «не нарушения общественного порядка и общественной морали». Из статьи 53 убирается норма о том, что гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики. В новой редакции предлагается указать, что гражданин не может быть лишен гражданства за исключением случаев утраты гражданства, предусмотренных законом.

Также поправки планируются в статью 60, предусматривающие рассмотрение обращений граждан в судах в разумные сроки. Отменяется возрастной ценз на избрание депутатом парламента, установленный достижением 25 лет. Теперь баллотироваться может любой имеющий избирательное право, то есть достигший 18 лет. Депутат, согласно поправкам, теперь может быть лишен прав при нарушении установленных законом этических норм.

Если власти считают эти поправки торжеством демократии, то оппозиция, напротив, их называет реакционными. Анализируя для EADaily предложенные президентом преобразования в государственном управлении, депутат Милли Меджлиса, функционер правящей партии «Ени Азербайджан» Сиявуш Новрузов заявил, что предложенные изменения будут служить укреплению государственных и демократических институтов в стране. «Президент, как гарант Конституции, воспользовался своим правом и объявил о референдуме. Во время плебисцита народ сам решит, принять или нет преобразования. Но учитывая, что их предложил сам президент, имеющий колоссальную поддержку у народа, я не сомневаюсь в их принятии. Если внимательно ознакомиться с предложениями президента, можно увидеть, что в них красной нитью проходят принципы защиты прав человека, демократических ценностей. Считаю, что новые реформы президента дадут еще больший толчок развитию и модернизации страны», — сказал он.

Депутат также отметил, что увеличение президентского срока с 5 до 7 лет не азербайджанское ноу-хау, а принцип, заложенный в конституциях многих развитых демократий, например, Франции, Португалии и др. «Так что новые поправки призваны укрепить демократические институты в стране, а не подрывать их, как считают некоторые безграмотные оппозиционеры. Азербайджан смело и уверенно идет по демократическому пути, и помешать ему никто не сможет», — убежден Новрузов.

Зампредседателя правящей партии добавил, что прошло более 20 лет после принятия азербайджанской Конституции, и предложенные изменения и дополнения продиктованы жизнью. И выразил недоумение в связи с протестами оппозиции. «Не понимаю, что их не устраивает в предложенных преобразованиях. Эти изменения будут способствовать дальнейшей демократизации жизни в Азербайджане, более надежной защите прав и свобод граждан страны», — сказал он.

Другой проправительственный депутат, председатель Комитета по правовой политике и государственному строительству Милли Меджлиса Али Гусейнли отметил, что Конституция — это живой документ, и он должен развиваться вместе с обществом. По его словам, исходя из этого, предложенный президентом Акт референдума «О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики», является велением времени, и некоторые его статьи были озвучены в ходе обсуждений предыдущих Актов референдума: «За исключением определенных фундаментальных принципов, Конституция каждого государства своеобразна и органично связана с историей, развитием и традициями страны. Каждое государство может включать в Конституцию приоритетные с точки зрения интересов народа и общества статьи. Я уверен, что народ и общество однозначно выступят в защиту целей нового Акта референдума — стабильное и устойчивое развитие Азербайджана, эффективная защита прав человека, сильный институт президентства».

Представители оппозиции и гражданского общества Азербайджана оценивают предложенные президентом страны поправки в Конституцию как реакционные и направленные на усиление авторитаризма в стране. Координационный совет (КС) Национального совета демократических сил на своем экстренном заседании 19 июля выразил серьезную обеспокоенность в связи с инициативой президента Ильхама Алиева о проведении референдума, расширяющего его полномочия. Предложенные поправки в Конституцию, по мнению членов КС, фактически ведут к узурпации власти и к еще большему ослаблению демократических институтов государства. Принято решение выступить со специальным заявлением по этому поводу.

А в партии «Мусават» считают, что предложенные поправки откинут Азербайджан на десятки лет назад, и в стране установится по сути средневековая деспотия. «Вот уже многие годы власти регулярно вносят изменения в Конституцию, которые преследуют одну цель — еще больше ужесточить контроль над обществом, не допустить демократическое управление страной», — говорится в заявлении партии «Мусават».

Изменения подобного масштаба вносились в Конституцию в 2009 году, когда власти протащили право одного лица избираться президентом страны более двух раз, при отсутствии условий для нормальных выборов, сказано в заявлении. «Проект Акта о референдуме, направленный в Конституционный суд, свидетельствует, что власти намерены еще больше ужесточить нынешний авторитарный режим, сделать абсолютной власть президента страны», — отмечено в документе. Предлагаемые изменения противоречат интересам народа, и общество должно выразить протест против предлагаемых изменений.

По мнению исполнительного секретаря движения «Республиканская альтернатива» Натига Джафарли, поправки только «встряхнут режим».

«Перераспределение полномочий в сторону усиления президентской власти породит внутрисистемные противоречия. Созданием института первого вице-президента, вице-президентов глубинных проблем страны не решить, не выбраться из трясины экономического кризиса. Нежелание идти на кардинальные реформы только будет усугублять ситуацию и создавать для власти новые проблемы», — сказал Джафарли.

Действительно, говоря о политическом режиме современного Азербайджана, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в Лету. Эксперты утверждают, что теперь Алиев имеет возможность повлиять на всю политическую систему страны, в том числе и внутри своей команды. В обществе не только нет политических сил, которые могли бы сейчас или в ближайшее время сломать существующий режим, но и не существует очагов, откуда такие силы могли бы явиться. Поэтому президент все больше укрепляет свою власть без оглядки на своих оппонентов.

Несмотря на большое количество политических партий, лишь немногие из них обладают каким бы то ни было политическим влиянием. По мнению ряда экспертов, оппозиционные партии так и не выработали программы, которая помогла бы им завоевать поддержку широкого круга избирателей. Более того, порой программные установки оппозиционных партий мало чем отличаются от правительственных. Как правило, оппозиция реагирует на правительственную политику, организуя акции протеста, но не выступает при этом с какими-либо конструктивными предложениями. Кроме того, оппозиционные партии часто ссорятся по пустякам и погружены в междоусобную борьбу.

Поскольку правительство проводит политику подавления организованной оппозиции, а сама оппозиция не способна к объединению и работе с электоратом, в ближайшие месяцы и годы, скорее всего, все большее значение будут приобретать спонтанные акции протеста. Не находя выхода через официальные каналы, антиправительственные настроения будут принимать формы несанкционированного протеста; это уже нашло выражение в насильственных столкновениях между полицией и населением в районах страны в начале нынешнего года, когда люди протестовали против девальвации национальной валюты маната.

Что касается внешних факторов, то Соединенные Штаты, по-видимому, больше озабочены не тем, чтобы в Азербайджане развивалась демократия, а тем, чтобы сохранить в стране стабильность. Военно-стратегическое значение Азербайджана будет расти по мере реализации энергетических проектов в обход России. По мнению некоторых аналитиков, Азербайджан ожидает судьба некоторых среднеазиатских стран. Для США и других крупнейших держав мира защита прав человека и гражданских прав в Азербайджане отойдет на задний план, а приоритет будет отдан непосредственным экономическим интересам и задачам обеспечения безопасности.

Значительное влияние на внутреннее развитие Азербайджана будут оказывать, прежде всего, Россия и Иран. Отношения между Баку и Москвой за последние годы улучшились, и Кремль скорее будет поддерживать нынешнюю власть, опасаясь влияния нестабильности в Азербайджане на свои северокавказские регионы. А что касается Ирана, то и Тегеран не будет раскачивать ситуацию в Азербайджане, опасаясь прихода к власти националистических сил, которые начнут подогревать сепаратистские движения в самом Иране, как было при Абульфазе Эльчибее.

Таким образом, Алиев, заручившись поддержкой внешних сил, решил создать в стране режим, наподобие персидских монархий и среднеазиатских автократий


Максуд Талыблы (Баку)

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии