Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

21:15
Минобрнауки: Образовательная система Армении нуждается во внедрении более хороших программ
21:00
Рубен Варданян: «Атмосфера полностью изменилась, молодежь улыбается»
20:45
Президент Армении Армен Саркисян: Тбилиси для меня особенный город
20:30
Глава Минздрава Армении предложил министру образования вдвое увеличить число целевых мест в ординатуре
20:15
Тарон Маргарян: Я не собираюсь подавать в отставку
20:00
Первый слой блока безопасности закрыт
19:45
Обвиняемый по делу «Зимней вишни» чиновник МЧС написал рапорт об отставке
19:30
В Солсбери возобновил работу торговый центр, закрытый после инцидента со Скрипалями
19:15
Эксперт заявил о необходимости перезагрузки отношений Армении и Грузии
19:00
В Лоне снова все неспокойно. «Кавказское трио» Рустама Ибрагимбекова возбудило патриотов и толерантов
18:45
Меган Маркл полгода будет учиться этикету по требованию Елизаветы II
18:30
В Эстонии загорелся центральный полигон
18:15
Лариса Алавердян дала ряд советов новому правительству
18:00
Ложь генерального прокурора о политзаключенных
17:45
Опрос: Какие привычки американцев влияют на их успешную жизнь
17:30
«Яндекс» объявили помощником пиратов
17:15
Трюдо заявил Трампу о своей обеспокоенности расследованием касательно импорта автомобилей
Все новости
» » » Два аспекта армяно-иранского сотрудничества, или об активизации южного фланга ЕАЭС

Два аспекта армяно-иранского сотрудничества, или об активизации южного фланга ЕАЭС

Категория: Новости / Новости от novostiNK
119
0
Два аспекта армяно-иранского сотрудничества, или об активизации южного фланга ЕАЭС

Инициативы Армении как актора евразийской интеграции в сфере энергетики и транспорта, пожалуй, сегодня актуальнее всего рассматривать в контексте армяно-иранского сотрудничества, и даже несколько шире – в свете геополитического треугольника ЕАЭС-Армения-Иран. Важно это потому, что Иран сегодня рассматривается в качестве потенциального ключевого партнера ЕАЭС, в частности, активно обсуждается создание с ИРИ зоны свободной торговли. На повестке – и ряд других вопросов. Между тем, Армения – единственная страна, входящая в ЕАЭС, которая располагает сухопутной границей с Ираном, а также уже эксплуатируемой совместной инфраструктурой, прежде всего – энергетической. Все это создает возможность повышения роли Армении как члена ЕАЭС в регионе, ее рассмотрения в качестве ключевого интеграционного актора в диалоге «ЕАЭС – Иран». В свете последнего остановимся, в частности, на двух перспективах интеграционного процесса.

1. В начале 2016 г. «Газпром» предложил Грузии оплачивать транзит газа в Армению рублями вместо действующей схемы «10% (или 12% потребляемого в Грузии газа) транзитного газа за эксплуатацию газопровода Моздок-Тбилиси». Последнее с учетом девальвации рубля было рассмотрено грузинскими властями как нецелесообразное предложение. В ходе переговоров представители «Газпрома» заявили, что у России есть реальная возможность осуществлять поставки в Армению через Иран с использованием газопровода Иран-Армения, являющегося собственностью «Газпрома». Важно отметить, что Грузия при подобном раскладе может потерять до 2,5 млн куб. м газа в сутки при ежесуточном потреблении 11,5 млн. Как известно, в конце 2016 г. истекает срок действия российско-грузинского контракта о транзите, и в случае отказа от его продления «Газпром» встанет перед необходимостью перевести газопровод Иран-Армения на полную мощность. В увеличении поставок газа заинтересован и сам Иран, поскольку сотрудничество по традиционной бартерной формуле «3,2 кВт ч электроэнергии за 1 куб.м газа» сегодня фактически покрывает существенную часть спроса на электроэнергию в северных провинциях Ирана, и развитие данного формата сотрудничества может значительно повлиять на повышение уровня энергетической безопасности Ирана, располагающей дефицитом электроэнергии: неxватка энергетическиx мощностей в Иране сегодня составляет 2500 МВт и растет из года в год. (Кстати, в этом контексте можно рассмотреть также проект строительства Мегринской ГЭС, направленного, прежде всего, на покрытие спроса электроэнергии в Иране). В целом, сегодня формируется тендецния повышения уровня энергетической безопасности Ирана в том числе посредством использования армянских энергомощностей. Последнее вполне понятно: как известно, в советские годы энергетическая система Армении была спроецирована из соображений дальнейшего обеспечения электроэнергией всех стран региона, вплоть до Сирии и Ирака. Геополитическая обстановка изменилась, однако мощности остались. И их КПД необходимо повышать, в том числе за счет внешнего рынка.

С другой стороны, увеличение поставок по иранской магистрали может также покрыть дефицит газа в Грузии, который может образоваться при переориентации «Газпрома» на иранское направление. Учитывая невозможность осуществления прямого транзита иранского газа в Грузию по территории Армении ввиду отсутствия инфраструктуры, в июле 2016 г. Иран заключил соглашение об экспорте газа в Грузию через территорию Армении по своповой схеме. По имеющимся оценкам, в ближайшие годы в зимний сезон потребление газа в Грузии может достичь 13 млн куб.м в сутки, что обязывает грузинское руководство диверсифицировать поставки. Следовательно, развитие энергетического диалога с Ираном, с одной стороны, может повысить энергетическую безопасность Армении, с другой – возвести Армению в статус страны-транзитера, что напрямую исходит из интеграционных интересов ЕАЭС.

2. Наличие на Южном Кавказе неурегулированных конфликтов также препятствует полноценному интеграционному процессу. В частности, отсутствие транспортных коммуникаций между Грузией и Абхазией не позволяет сегодня России осуществить проект Транскавказской железной дороги (Россия-Абхазия-Грузия-Армения). Последнее приводит к постепенной деактуализации возможного участия Армении в МТК «Север-Юг». Отсутствие возможности реализации транскавказского маршрута во многом обуславливает незаинтересованность российской стороны в строительстве ж.д Иран-Армения, потенциально способной обеспечить устойчивую транспортную связь между Россией и странами Персидского залива. Подобный расклад приводит к поиску дополнительных маршрутов, одним из которых сегодня является российско-азербайджано-иранский проект строительства ж.д. Казвин-Решт-Астара. И хотя ж.д. Иран-Армения оценивается в 3 млрд долларов, а Казвин-Решт-Астара в 200 млн, тем не менее проект «Иран-Армения» может быть призван обеспечивать устойчивую мультимодальную связь «Персидский залив – Черное море» и тем самым вывести Армению на новый уровень евразийской интеграции. А вместе с тем - активизировать «южный фланг» ЕАЭС, особенно в сфере стратегических коммуникаций.

Ваге ДАВТЯН, к.полит.н., доцент

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии