Армяне Мира > Новости от > Синдрома "22 июня 1941 года" в Армении не будет, но и повтора "московского договора" от 16 марта 1921г. - тоже!

Синдрома "22 июня 1941 года" в Армении не будет, но и повтора "московского договора" от 16 марта 1921г. - тоже!

Синдрома "22 июня 1941 года" в Армении не будет, но и повтора "московского договора" от 16 марта 1921г. - тоже!
Как известно и уже не секрет ни для кого, что Азербайджан, накопив определенный военно-технический потенциал, увеличив человеческий ресурс личного состава своих Вооруженных Сил, отказался от переговоров и начал войну против НКР. Теперь нет никаких сомнений в том, что Азербайджан начал войну 2-5 апреля 2016 года и стал агрессором, тем самым взяв на себя полноту политической ответственности за это.

Республика Армения и Нагорная Карабахская Республика (Арцах) стали объектом военной агрессий и нельзя сделать вид, что ничего не случилось. Усилиями армянских воинов АО НКР, было предотвращено разжигание большого огня в Закавказье, на Южных рубежах близ России. В ответ на положение в Сирии и на Ближнем Востоке, Турция с Азербайджаном, при поддержке ястребов войны Запада хотели разыграть «армянскую» карту для реванша. Не получилось! Сказалось и вмешательство России. Противостояние могло бы выйти из-под контроля и превратится в глобальную войну.

В создавшейся ситуации повышена ответственность к требованиям Минской группы ОБСЕ для приложения больших усилий в восстановлении переговорного процесса и принятии срочных мер по изменению мандата соответствующей мониторинговой миссии. Возможны применения каких-то новых компонентов, новых элементов и параметров. 16.05.2016 года во время встречи в Вене, позиция Армении, которую озвучил Президент Серж Саргсян, в принципе принимается как логическое мнение. Уже очевидно, что в создавшейся ситуации по урегулированию кризиса прежние условия не будут работать и стало реальностью, как для Минской группы, так и для сопредседателей переговорного процесса, необходимость участия делегации НКР. Вторая встреча, планируемая в конце июня 2016 года, уже без НКР, будет невозможной.

Переговоры, так или иначе, не имеют альтернативы. Азербайджан сегодня полноценно не готов, как агрессор, к переговорам. Попытка взять инициативу в свои руки силовым методом с помощью Турции ему не удалась. Сегодня проблема в том, что с учетом позиции Азербайджана, подогреваемой мусульманской солидарностью Турции, какие новые параметры и предложения будут включены Минской группой ОБСЕ в переговорный процесс. Это самое главное и без участия в них представителей НКР не получит успешного завершения.

Для полноценного понятия истории проблемы и возможного решения вопроса НКР (Арцаха), взаимоотношений Армении и Азербайджана надо рассмотреть корень вопроса.

Последствия ошибок большевиков по нац. вопросам.

Сегодняшняя Азербайджанская Республика является преемницей непризнанной мировым сообществом (Лигой Наций), существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Демократической Республики. До 1918 года разрозненные тюркские племена на территории Закавказья не обладали каким-либо признаком государственности. До 1936 года мир не знал такого понятия, как «азербайджанская нация». Территориальное верховенство и государственный суверенитет Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах не распространялись на обширные армянские территории, на которые сегодня посягает Азербайджанская Республика. Провозглашение Азербайджанской Республики на основе Декларации от 30 августа 1991 года и Конституционного акта от 18 октября 1991 года является попыткой аннексии, грубым нарушением международного права и законодательства СССР, субъектом которого являлась Азербайджанская ССР. Верховный Совет Азербайджанской ССР в нарушении всех конституционных норм и международного права, в одностороннем порядке декларировал восстановление своего государственного статуса 1918-1920-х годов. Данная Декларация принималась без учёта мнения, как всего населения республики, так и автономных образований, которыми на тот момент являлись Нагорный Карабах и Нахиджеван, равно как и компактно проживающих национальных групп, одним словом, без проведения референдума с грубыми нарушениями прав человека и гражданина республики. В том числе талышей, лезгин, аварцев, курдов, русских и др., составляющих не менее половины населения. Требование о проведении референдума при провозглашении государственной независимости является общепринятой нормой в мировой практике. Однако оно было грубо проигнорировано властями Баку. Азербайджанская Республика одновременно декларировала, что не является правопреемником Азербайджанской ССР. Последовательно все действия Азербайджана и его руководства в агрессии против НКР после Декларации являются действиями незаконно-государственного политического образования и пример правового произвола, поощряемого Турцией и поддерживаемое Западом. Нефтедоллары дают о себе знать!

А провозглашение Нагорно-Карабахской Республики проходило в строгом соответствии с международным и внутрисоюзным правом. Решение сессии Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля 1988 года - просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Одновременно ходатайствовали перед Верховным Советом СССР о положительном решении вопроса. Однако в Азербайджане сразу отреагировали на это решение военно-силовым подавлением вопроса. 22 февраля 1988 года азербайджанцы из Агдамского района тысячными толпами пошли на Степанакерт для силового устрашения армян, а 26 февраля начался новый геноцид армянского населения в Сумгаите, Баку, погромы армянских домов в Кировобаде (Гянджа). Началась самооборона армянского населения Нагорного Карабаха. Кроме вооруженных до зубов азербайджанцев, ОМОН-а МВД Аз.ССР им, с легкой руки Горбачева, оказывали содействие войска 4-й армии МО СССР и ВВ МВД СССР, дислоцированные в Азербайджане. Туда потянулись террористы исламского мира: «Серые волки», моджахеды, Хаттаб, Басаев, украинские националисты и много другой «нечисти». В ответ необъявленной войны 2-ого сентября 1991 года Нагорно-Карабахский автономный областной и Шаумянский районный Советы народных депутатов с участием депутатов всех уровней приняли Декларацию о провозглашении НКР. 10 декабря 1991 года в НКР состоялся референдум о статусе республики. Бюллетени были составлены на трёх языках: армянском, русском и азербайджанском. По итогам голосования: «ДА» - 108 615 голосов (99,89%) от числа принявших участие в референдуме, «НЕТ» - 24 голоса (0,02%). На референдуме присутствовала большая группа наблюдателей и представители СМИ различных государств. 12.11.2006г. проведен второй референдум и принята Конституция НКР, также с участием иностранных наблюдателей и журналистов. Народ НКР еще раз подтвердил свой выбор!

Тут необходимо отметить, что Нагорный Карабах и Нахиджеван были включены в состав Азербайджанской ССР согласно Московского Договора от 16 марта 1921 года под давлением Турции на слабую большевистскую Россию, с согласия Ленина и Сталина, что было также закреплено Пленумом Кавбюро ЦК РКП(б), то есть партийным, а не конституционным органом третей стороны. Административным центром стал г. Шуши. Однако 7 июля 1923 года административный центр был перенесён в населённый пункт Ханкенди (ныне Степанакерт). Данный Договор имел срок 25 лет и истекал в 1946 году. Но, несмотря на последующие старания руководства СССР в лице наркома иностранных дел Молотова и также Сталина, в 1926 году и в марте-мае 1945 года о денонсации Московского договора и возврате Армении Нагорного Карабаха и Нахиджевана не увенчались успехом. Преградой в решении вопроса стала атомная бомбардировка Японии Америкой и вмешательство Англии в лице Черчилля. Далее своё дело сделала «холодная война».

С провозглашением государственной независимости и распадом СССР Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджан оказались непосредственно в сфере деятельности международного права. Существующий конфликт между этими республиками должен был рассматриваться исключительно в этом контексте и подписанным в мае 1994 года Бишкекским Протоколом о прекращении огня в Нагорном Карабахе, который подписали НКР, Армения и Азербайджан, а также закрепленный подписями министров обороны этих республик. Эта позиция также была отражена на Будапештском саммите 1994 года.

Однако Азербайджан, прекрасно осознавая правовую уязвимость своих позиций и несостоятельность своих требований и претензий к землям НКР, стремится перенести решение конфликта в военно-политическую плоскость.

Осуществляя, совместно с Турцией, экономическую блокаду Республики Армения и всячески шантажируя НКР войной, они стараются силовым методом решить вопрос, как в 1921 году. Надо отметить политический - правовой нюанс, что со стороны Армении не был принят и не ратифицирован Карский договор о землях, и все вышеупомянутые решения Советской большевистской России были приняты без участия Армении и армянской делегации, без её согласия и населения Карабаха. Это значит, что Нагорный Карабах незаконно передан в АзССР, но руководил НКАО центр – СССР. Если нет АзССР, если нет СССР – так кто и что требует и зачем?

Как видим, участие НКР в переговорном процессе не только желательно, но и необходимо. Народ Арцаха должен сам решать свой вопрос. Есть все предпосылки и к его признанию. А армянский народ, Республика Армения и всемирная армянская диаспора, используя все свои возможности, потенциал по решению вопроса армянских земель, должны сплотиться и реализовать исторический вопрос. Вернуть также Карс, Эрзерум, Трапезунд, озеро Ван, святую гору Арарат, что отражено в арбитражном решении 28-ого Президента США Вудро Вильсона и признано 18 государствами, в том числе и Японией. Также денонсировать договор 1921 года, уже нет СССР, Союзных Республик и пора вернуть всех армян на свои исторические земли. Это вопрос не одного дня и не одного года, но настало время, если упустим момент, наши потомки не поймут нас. В этом у нас есть друзья в мире, международные договора и в первую очередь Россия, которая кроме союзнических обязательств и исторического партнерства имеет в регионе и свои интересы. Иран тоже как сосед показал сваю реальную преданность к Армении и её проблемам. Армения в истории пережила много трудных моментов, много столетий не имела государственности, но пережила все это и восстала из пепла, так что преодолеем и это, восторжествует справедливость. Уверен, возродится и будет процветать на своих землях Большая Армения.



Председатель РОО «АРАКС», д.ю.н., профессор, действительный член Международной Академии Наук

по проблемам Национальной Безопасности Артур Геворгян



Вернуться назад