Армяне Мира > Новости от > Арцах и Азербайджан — понятия несовместимые

Арцах и Азербайджан — понятия несовместимые

Арцах и Азербайджан — понятия несовместимые

Всего пару дней назад мы писали о том, что спустя почти три месяца после апрельской агрессии против Арцаха притихший было Азербайджан вновь начал последовательно накалять ситуацию на линии соприкосновения. Начав со стрелкового оружия, Баку постепенно повышает уровень используемого вооружения. В ночь на 13 июля в ход пошли уже минометы, а утром того же дня Министерство обороны Арцаха сообщило о полетах азербайджанских самолетов и вертолетов в непосредственной близости от границы с Нагорно-Карабахской Республикой — на юго-восточном направлении линии соприкосновения, на глубине 30 км Азербайджан проводит учебно-тренировочные полеты с использованием 12 самолетов и 41 вертолета. Понятно, что силы ПВО АО НКР посредством радиолокационных, огневых и наблюдательных систем контролируют учебно-тренировочные полеты ВВС Азербайджана и пристально следят за их действиями. Однако столь же очевиден шантажно-угрожающий характер действий Баку.

Судя по всему, за прошедшие три месяца Азербайджан зализал раны, полученные от АО НКР в ходе отпора азербайджанской апрельской агрессии, и готов к шантажу армянских сторон и международных посредников и к новым военным авантюрам. Почему бы нет, если за эти 100 дней медиаторы, сославшись на, якобы, неспособность определить инициатора апрельских военных действий, так и не признали Баку агрессором. Более того, убеждена, что кто-то из них и порекомендовал Алиеву, что называется, залечь на дно. Хотя бы временно. Убедившись в отсутствии угрозы не то что санкций, но даже голословного осуждения, Алиев принялся за старое.

Не исключено, что эти, якобы, учебные полеты — своего рода демонстрационно-парадная реакция Баку, воодушевленного, во-первых, намерениями России заключить с Азербайджаном новые контракты о поставках вооружения, о чем сообщил посол РФ в АР Владимир Дорохин, во-вторых, — заявлением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова об ожидающемся прорыве в карабахском урегулировании. Азерпроп вовсю тиражирует высказанные в ходе визита в Баку слова российского министра о том, что у него был подробный, откровенный и доверительный диалог с президентом Азербайджана, в ходе которого стороны “обсудили в принципиальном плане двусторонние отношения и определили дальнейшие шаги, которые должны и могут привести к прогрессу в нагорно-карабахском урегулировании”. “По сравнению с предыдущим периодом, мы сейчас гораздо ближе к успеху”, — заявил Лавров. К какому успеху, непонятно, ибо, по словам Лаврова, “из-за известных причин мы не проводим широкие общественные дискуссии по предметам обсуждения вокруг урегулирования конфликта”. Между тем днем раньше Алиев в очередной раз заявил, что для Баку урегулирование означает “Нагорный Карабах в составе Азербайджана”. В этом контексте заявление главы МИД АР Эльмара Мамедъярова, чрезвычайно обнадеженного азербайджано-российскими переговорами, представляется весьма настораживающим. “Могу сказать, что информация, с которой поделился с нами Сергей Лавров, нас обнадеживает. Мы сейчас проводим интенсивный диалог. Все проведенные ранее встречи были для того, чтобы добиться прорыва по этому застаревшему конфликту. Переговоры ведутся вокруг конкретных вопросов в субстантивной форме. По итогам последних переговоров мы можем достичь определенного прогресса по нерешенным вопросам. Мы поэтапно должны устранить преграды на пути урегулирования”, — заявил Мамедъяров на совместной с Лавровым пресс-конференции.

Смешно, ибо даже российские журналисты, освещавшие визит Лаврова в Баку, осознали нереализуемость алиевских планов. Корреспондент “Коммерсанта” Галина Дудина, процитировав вышеприведенное заявление Алиева, отметила: “С такими требованиями власти Армении и самого Нагорного Карабаха вряд ли когда-нибудь согласятся”. И Ереван ответил. Президент Армении Серж Саргсян в интервью авторитетному арабскому телеканалу Al-Mayadeen заявил, что статус Арцаха будет определять в первую очередь воля его жителей — быть Нагорному Карабаху независимым государством или присоединяться к Армении. “Для меня самым важным является обеспечение безопасности населения Нагорного Карабаха, чтобы люди имели возможность жить на своей исторической родине. Эта безопасность может быть обеспечена исключительно и только вне состава Азербайджана. Сейчас в этом плане ни у кого нет сомнений”, — подчеркнул президент Армении.

Он отметил, что если по какой-то злой иронии Арцах однажды окажется в составе Азербайджана, то там не останется ни одного армянина. “Так что, самое главное, — чтобы Нагорный Карабах был вне состава Азербайджана. Мы выступаем за то, чтобы народ Нагорного Карабаха сам решил свой статус, так же, как это происходит во всем мире”, — сказал С.Саргсян. И добавил: “Если бы это право не было уважительным, если бы это право не было одним из самых основных прав, то, наверное, сегодня в ООН было бы 50, 60, 70 государств, и в течение десятилетий получающие независимость страны не становились бы членами ООН. Тот же Азербайджан не был бы независимым государством, та же Армения не получила бы независимости, так как Армения и Азербайджан получили независимость в результате распада СССР”.

“Руководство Азербайджана должно понять, что этих людей никоим образом невозможно держать в составе Азербайджана”, — резюмировал глава государства.

Замминистра иностранных дел РА Шаварш Кочарян, в свою очередь, напомнил Баку, что “территориальная целостность Азербайджана никакого отношения к Нагорному Карабаху” не имеет. Он напомнил, что принятие Арменией в качестве основы переговоров предложенного сопредседателями МГ ОБСЕ Мадридского документа, который предполагает основанное на взаимных компромиссах пакетное урегулирование конфликта и одним из ключевых элементов которого является определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в соответствии с юридически обязывающим волеизъявлением народа Нагорного Карабаха, было серьезным компромиссом со стороны Армении, поскольку референдум о независимости Карабаха был проведен еще до распада СССР в полном соответствии с основополагающими нормами международного права и действующими на тот период Конституцией и законодательством Советского Союза.

“Идея нового референдума обосновывалась посредниками тем, чтобы дать руководству Азербайджана время для подготовки своего населения к неизбежности проведения такого референдума, а также к долгосрочному миру, а не к войне. Однако руководство Азербайджана период после принятия Мадридского документа использовало для искажения сути переговорного процесса, сеяния ненависти в отношении армян, подготовки своего населения к войне, поддержания напряженности и осуществления диверсий на границах с НКР и Республикой Армения. Логическим продолжением такой политики явилось возобновление Азербайджаном широкомасштабных боевых действий против Нагорно-Карабахской Республики, что представляет грубейшее нарушение его международных обязательств по трехсторонним — Азербайджан, Нагорный Карабах, Армения — бессрочным соглашениям об установлении режима прекращения огня и укреплении режима прекращения огня 1994-1995гг.”, — заявил Ш.Кочарян Panorama.am.

По его словам, азербайджанская агрессия осуществлялась с не уступающими жестокости ИГИЛ грубейшими нарушениями гуманитарного права, включая обстрелы школ, приведшие к гибели и ранению детей, пытки, расчленение и убийство пожилых людей, а также обезглавливание военнопленных. При этом президент Азербайджана показательно наградил варвара, обезглавившего армянского военнопленного, точно так же, как в свое время он героизировал другого варвара, убившего топором армянского военнослужащего во время прохождения курсов НАТО в Будапеште.

Международное сообщество сделало попытку дать руководству Азербайджана шанс вернуться в цивилизованное конструктивное русло. Для этого Баку должен согласовать и претворить в жизнь договоренности, достигнутые 16 мая в Вене и подтвержденные 20 июня в Санкт-Петербурге, и способствовать созданию атмосферы, необходимой для возобновления переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию, сказал Ш.Кочарян. Однако заявления руководства Азербайджана свидетельствуют о том, что Баку теряет и этот предоставленный посредниками шанс.

“Апрельская агрессия Азербайджана наглядно продемонстрировала неспособность его руководства следовать международным обязательствам, согласно подписанным с их стороны соглашениям, и доказала, что запуск пакетного урегулирования нагорно-карабахской проблемы должен начаться с признания Нагорно-Карабахской Республики со стороны Азербайджана и заявления Азербайджана о готовности возвращения оккупированных им территорий Нагорно-Карабахской Республики. Территориальная целостность Азербайджана никакого отношения к Нагорному Карабаху не имеет, и конфликт должен быть урегулирован в рамках реализации народом Нагорного Карабаха права на самоопределение и ответственности Азербайджана за осуществленную им агрессию против самоопределившейся Нагорно-Карабахской Республики”, — подчеркнул замминистра иностранных дел РА.

Официальный Степанакерт настроен еще более решительно и категорично, не желая даже слышать о муссирующейся формуле “урегулирования” по схеме “территории в обмен на мир” или “территории в обмен на статус”. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян в комментариях на эту тему вновь и вновь подчеркивает невозможность обеспечения безопасности Арцаха в границах 1988-1991гг., отмечая, что эта схема в конце концов приведет к новому геноциду, на сей раз — в Нагорном Карабахе. То же в вопросе статуса. Формула “территории в обмен на статус” также не может работать, и причина опять же в том, что Нагорный Карабах не может существовать в границах Нагорно-Карабахской автономной области, и статус тут не спасет”, — цитирует Бабаяна “Айоц ашхар”.

Заявление же главы МИД РФ о близости успеха в переговорном процессе пресс-секретарь президента НКР относит к вопросу внедрения механизмов расследования инцидентов в зоне конфликта, ибо на данный момент не видно сколь-нибудь серьезных шагов, направленных на всеобъемлющее урегулирование.


Гаяне Мовсесян, "Республика Армения"



Вернуться назад