Армяне Мира > Достопримечательности > Ованаванк

Ованаванк

(Ованаванк, автор фото Виген Ахвердян)

Могут ли люди превратиться в голубей?
Войска Тамерлана неоднократно совершали набеги на Армению. Об этом повествуют многие легенды. Одна из них рассказывает о том, что пришлось пережить народу, жившему в предгорье горы Арагац. Речь пойдет о монастыре Ованаванк. В легенде говорится, что настоятель монастыря, узнав о приближении орд Тамерлана, пошел к реке топиться, зная, что не выдержит пыток...

Почему Тамерлан пытал священников? Чем было вызвано столь жестокое обращение с ними? Дело в том, что священники добровольно не отдавали древние рукописи, которых хранилось много в монастырях – монастыри были центрами просвещения. Это были рукописные книги с миниатюрами, которым многие века, над ними работали долгие годы, они были ценны для церкви и любого армянина. Монахи и священники дорожили ими и прятали в тайники.

Тамерлан охотился за древними книгами. Зная любовь и почитание армянами книг, он «брал рукописи в плен», чтобы требовать за них огромный выкуп. Так за освобождение из плена знатного армянина Тамерлан требовал в два раза больше золота, чем за освобождение простолюдина, а за освобождение из плена книги – в два раза больше золота, чем за освобождение представителя знатного рода. Добровольцы ходили по домам, собирая выкуп за книги, и люди отдавали последнее.

Благодаря усилиям добровольцев у нас есть Матенадаран – институт древних рукописей, один из крупнейших хранилищ рукописей в мире. В нем хранятся более 20 тыс. рукописей и 100 тыс. документов не только на армянском, но и на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, персидском, японском и других языках.

Впервые я увидела монастырь Ованаванк в разрушенном виде в 1980 году, день был пасмурный, так что окружающий пейзаж был мрачный и развалины храма производили удручающее впечатление. Главный храм серьезно пострадал во время землетрясения 1919 г., тогда был разрушен высокий купол и южная стена. Позднее у меня возникла мысль, что храму повезло с землетрясением, ведь в 30-х годах прошлого века многие крупные храмы были взорваны в угоду советской власти. Так в Ереване, например, исчезли два больших храма.

Второй раз я была в Ованаванке в 2000-м – мы с подругой поехали в село Ованаван, где находится монастырь, чтобы его посмотреть. Ованаванк – древний монастырь, расположен на краю скалистого обрыва живописного ущелья реки Касах. Каньон красив: будто кто-то вырубил гигантские ступени к ущелью. На противоположной стороне каньона – Араилер (гора Ара), перед которой произошла битва войск Ара Прекрасного и Семирамиды. Возможно, каньон образовался при извержении вулкана Араилер, ведь гора Ара – это потухший вулкан.


Вокруг монастыря сохранились остатки крепостных стен с башнями XII–XIII веков и древние надгробия. Главный храм – церковь св. Карапета, перед ней гавит, из гавита слева вход в церковь св. Григора. Главный храм восстановлен, хотя реставрация монастыря не закончена.

Церковь св. Григора (V век) – простая однонефная базилика, в ней имеется иконостас. Ныне церковь действующая. Четырехколонный гавит (притвор) – просторный и светлый, украшен ажурной двенадцатиколонной звонницей-ротондой (1248–1550), здесь стоят два больших и красивых хачкара (крест-камень). Главный храм – церковь св. Карапета (1216-1221 гг), крестово-купольного типа, стены украшают барельефы и орнаменты с христианскими мотивами.

В тимпане дверного проема – барельеф с изображением «мудрых и неразумных дев», между ними – фигура Христа, который правой рукой благословляет «мудрых», а левой – порицает «неразумных дев». Внутри храма, напротив алтаря на уровне второго этажа есть хоры, куда ведет каменная лестница с высокими и узкими ступеньками – туда поднимались певчие.

В древних храмах возникает чувство спокойствия, в них приятно просто постоять, хотя в каждой церкви есть что посмотреть: хачкары, встроенные в стены, орнаменты, родовой герб князя, построившего храм. Церковь св. Карапета построена из туфовых блоков высотой 2 м. Туф – хороший камень для церквей, сохраняет тепло зимой и прохладу летом.

Считается, что базилику св. Григора заложил сам Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), просветитель Армении и первый Католикос всех армян, на месте языческого святилища, тем самым, с одной стороны, исключалась возможность восстановления язычества, с другой стороны, люди шли к намоленному месту. В таких храмах есть некая притягательная сила, космическая энергия. Не зря говорят, что место для храма искали особым способом: жрец с двумя прутьями виноградной лозы в руках медленно шел по местности, и там, где прутья скрещивались, строили храм.

Вернемся к вышеупомянутой легенде...

Говорят, что настоятель монастыря увидел войско Тамерлана и пошел топиться, но вода не приняла его, хотя он пытался несколько раз. Увидевший это Тамерлан впечатлился чудом и обещал настоятелю выполнить любую его просьбу. Настоятель попросил отпустить с ним столько людей, сколько поместится в церкви. Тамерлан согласился. В церковь вошло огромное множество людей и ни один не остался снаружи. Не понимая, что происходит, Тамерлан тоже зашел в церковь и увидел лишь летающих под куполом голубей. Он был поражен! Выходит, люди превратились в голубей?

Однако этому есть простое объяснение. Под алтарем церкви имелся потайной ход в ущелье. Не исключено, что люди просто входили в церковь, по тайному ходу спускались в ущелье и прятались в пещерах. В Армении так было заведено: если храм строился на холме или утесе, то из него был тайный ход, через который могли уйти люди, унося с собой ценные книги и церковную утварь, чтобы спрятать в близлежащей пещере.

...Рассматривая восстановленный купол, стоя в центре храма, я думала, что это самый высокий из всех сохранившихся. Всюду летали голуби, они легко влетали через открытую ротонду притвора и вылетали в узкие окна храма. Кажется, голуби здесь жили всегда...



Вернуться назад