Армяне Мира > История / Ваши статьи > Исторические, моральные и правовые основы независимости республики Арцах

Исторические, моральные и правовые основы независимости республики Арцах

Ключ решения так называемого Нагорно-Карабахского вопроса — в его исторических, моральных и правовых основах. Я говорю «так называемого» потому, что карабахцы отчасти решили этот вопрос – они независимы. Для своей независимости у них есть исторические, моральные и правовые основы.

1. Исторические основы. 

Территория Карабаха в исторических источниках упоминается с древнейших времён: в клинописях армянских араратских царей, в древнегреческих и римских источниках (Страбон, Плиний Старший, Плутарх, Дион Кассий), в трудах христианских, мусульманских историков. И эта территория всегда отмечается как населённая армянами и армянская, которая находилась в составе государства Великая Армения как часть армянских областей Утик и Арцах. 

В XIVв. возникло название Карабах, которое по персидский означает «Чёрный сад». Это название первоначально было дано территориям Утика и Арцаха, а впоследствии распространилось на меньшей территории: теперешнему Нагорному Карабаху, на равнину Муханк (Муган), на районы Шаумян, Агдам, Партав (Барда) и п. 

Карабах известен также двумя названиями – Нагорный Карабах и Равнинный Карабах. Первый — это теперешний Нагорный Карабах, второй – к востоку от него равнина Муханк.

После первого раздела Армении ( 387 г.) эта территория находилась в составе разных армянских княжеств (княжества Араншахиков, княжества Хачен, княжества Закарянов, великих меликств Карабаха и Великого Сюника). С IVв. здесь, как и во всей Армении, открылись первые христианские школы, строились церкви, была создана богатая армянская культура. 

Армяне Карабаха всегда были активными участниками армянской национально-освободительной борьбы.С половины IXв. в Карабахе не прекращалась борьба против захватчиков: арабов, сельджукских турок, монголов, Ленктемура, разных бараноимённых орд и др.

Во второй половине XVIIIв., воспользовавшись разногласиями армянских меликов, представитель тюркоязычной племени сарыджалы Панах, основал зависящий от персидского шаха Карабахское ханство, которое стало бедой для армянского населения. Однако освободительная борьба армян не прекращалась, многие армяне в рядах русской армии воевали за освобождение Карабаха от персидского ига.

Гюлистанским договором 1813 г. восточные области бывшей Великой Армении, в том числе – Карабах, перешли под власть России. 

Таким образом, исторические сведения беспрекословно доказывают, что Карабах исконно армянская территория и неотделимая политическая, религиозная и культурная часть армянского мира.

А теперь посмотрим, что представляют из себя государство называющийся «Азербайджанская республика» и её население, что претендуют властвовать над этой независимой армянской территорией и её свободолюбивым народом. 

Со второй половины XIв., во время нашествий сельджукских турков, из Средней Азии в Атрпатакан (греч. Атропатене, перс. Адребадаган, Адербеган, араб. Адрабиджан, Адарбайджан, тюрк. Азербайджан) и в Восточный Кавказ вторглись огузско-туркменские племена. Этот процесс усилился во время татаро-монгольских нашествий и продолжался до XVIIв. В следствии этих нашествий, на левом берегу реки Аракс, в восточных областях Великой Армении (Утик, Арцах, Пайтакаран) и на территории Агванка (Албания Кавказская) расселились разнородные тюркоязычные племена, а на правом берегу реки, в Атрпатакане, коренные иранцы, сохраняя свой индоевропейский антропологический тип, стали тюркоязычными. 

В XVI-XVIIIвв. в Восточной Армении и на востоке Закавказья были созданы подчинённые Сефевидской Персии мусульманские ханства (Ереванское, Нахиджеванское, Гандзакское, Шакийское, Карабахское, Ширванское, Талышское), в которых периодически уничтожали коренных жителей – армян, чтоб обосноваться на этих территориях. 

Уже было отмечено, что в начале XIXв. эти территории перешли под власть России. Для русских в Закавказье существовали три основных народа – армяне (однородный народ), грузины (представленные разными группами: подлинные грузины, хевсуры, пшавы, имеретинцы, гурийцы, аджарцы, мегрелы, сваны и др.) и кавказские татары (кавтатары, которые сформировались в основном из остатков печенегов, аварцев, алан, хазар, и смешением с ногайцами, кипчаками и разными иранскими народностями). 

Как видно из вышеизложенного, тюркоязычные племена не имеют никаких исторических основ считать Карабах своим, так как до того, как они следом за своими баранами достигли Закавказья, Карабах имел своё коренное армянское население и там веками существовали армянские княжества. 

В мае 1918 г. три народа Закавказья провозгласили о создании своих независимых государств. Армяне и грузины свои республики назвали своими именами, что нормально, и фактически восстановили свою государственность. А кавказские татары, свою республику назвали не своим настоящим именем, а — «Республика Азербайджан». Создатели этого выдуманного, искусственного образования без монолитного населения, преследовали политические и экономические цели. Экономическая цель – выгоды от нефтяных месторождений а политическая цель – претендовать на настоящий, иранский Азербайджан и при удобном случае захватить его, претворяя в жизнь идею пантюркизма. 

Таким образом, на востоке Закавказья, до 1918 г. не существовали ни «азербайджанцы», ни какое ни будь «азербайджанское» политическое образование или определённая «азербайджанская» территория: там, по соседству с армянами и грузинами, жили разношерстные, разноязычные мусульманские массы. 

После создания вышеупомянутых республик, между ними началась борьба за некоторые, в основном армянские, территории.

Дело в том, что Российская империя создавая административные деления в Закавказье, не руководствовалась национальным принципом. На территории Закавказья были созданы 5 губерний: Ереванская, Елисаветпольская, Тифлисская, Бакинская, Кутаисская, 3 области: Карсская, Батумская, Дагестанская, 2 округа: Закатальский, Сухумский, и градоначальство: Бакинское. В следствии этого, некоторые исконные армянские территории, кроме Ереванской губернии, оказались также в составе Тифлисской, Елисаветпольской и Бакинской губерний. 

И вот, когда создались три закавказские республики, грузины и кавтатары претендовали на те армянские территории, которые находились в составе Тифлисской, Елисаветпольской и Бакинской губерний. Грузия претендовала на всю область Борчалу, а кавтатары – на Карабах и Зангезур,

Республика Армения, естественно, должна была защищать свои территории и жившие там веками своих соотечественников. В декабре 1918 г. произошло столкновение между армянскими и грузинскими силами. Под давлением армянских сил грузинская армия отступила к Тбилиси. При посредничестве Антанты, в январе 1919 г. в Тбилиси был подписан договор, согласно которому средняя зона Борчалу была объявлена «нейтральной».

На востоке Республики Армения армянское население Зангезура и Карабаха защищало свой край от нападений кавтатар и их соплеменников турок. В 1919 г. территория Республики Армения составляла 58 000 км?.

Ситуация изменилась, когда в этих трёх республиках при поддержке Советской России установилась советская власть. После того, как на 1/13 части Великой Армении установилась советская власть, председатель ревкома кавтатар Нариманов, Нахиджеван, Зангезур и Карабах объявил неотъемлемые части Советской Армении, признавая этим, что они исконные армянские территории. Однако вскоре, он, несомненно, под давлением турок и Сталина, отказался от этого предложения.

По московскому (16 марта 1921 г.) и карсскому (13 октября того же года) договорам, Карсская область (17 000 км?) была отторгнута от Советской Армении в пользу Турции, в Нахиджеванской области (5 500 км?) образовывалась автономная республика под покровительством кавтатар, а 5 июля 1921 г., под давлением Сталина, кавбюро компартии России решила Карабах тоже отторгнут в пользу кавтатар.

Как видим, исконные армянские территории – Нахиджеван и Карабах и их исконные жители – армяне, своевольным, незаконным образом и в следствии подчёркнутой антиармянской политики были отданы под власть кавтатар.

Насколько законны были эти акты? В современном международном праве протекторат или покровительство считаются формами колониализма. Это значит, что Нахиджеван находится в колониальной зависимости. 

Предоставление Карабаха кавтатарам, тоже противоречит международному праву, так как это решение не государственного органа, а партийного, притом третьего государства – России (тогда не был ещё СССР).

Таким образом, «Азербайджанская республика» не имеет, какое либо историческое право в отношении Карабаха. Напротив, Карабах и его жители имеют историческое право и исторические основы быть независимыми. 

2. Моральные основы. 

В годы советской власти кавтатары в подарённых им армянских территориях проводили политику выселения армян с их исторических территорий, уничтожения армянских культурных ценностей, иными словами – политику геноцида. 

В самой армянской, библейской области Нахиджеван в 1920 г. году армяне составляли 95% населения, в 1988 г. – 1%, а в 2003 г. там не осталось ни одного армянина.

Для уничтожения армян Карабаха хорошим поводом явилась Великая отечественная война. Из 150 000 армян Карабаха 45 000, почти 1/3, были отправлены на фронт. В следствии этого и других мероприятий в Равнинном Карабахе не стало армян. Та же участь ожидала и армян Нагорного Карабаха.

Кроме выживания армян с их родины, кавтатары уничтожали памятники армянского искусства и культуры (в частности, из 1 600 памятников Нагорного Карабаха только 64 были внесены в список охраняемых государством памятников), попирали все сферы общественной, культурной и просветительной жизни. 

Вся эта антиармянская политика проводилась под лозунгом «нерушимой дружбы народов». Как в средневековье «овцы съели людей», так в Советском Союзе «дружба народов съела армян».

Население Нагорного Карабаха несколько раз поднимало вопрос, проводило референдумы о воссоединении с Советской Арменией. Однако в годы советского тоталитаризма никто не обращал внимания справедливому требованию горстки населения. Притом, это требование соответствовало провозглашённому коммунистами принципу самоопределения народов. 

Каждый раз кавтатары на эти справедливые требования отвечали новыми зверствами в отношении карабахских армян. 

И вот, поверив демагогическим заявлениям Горбачёва о «перестройке» и «гласности», народ Нагорного Карабаха решил, что настал час, что наконец поймут его чаяния и 20 февраля 1988 г., на сессии совета народных депутатов принял решение о воссоединении с родиной мать. 

Многие помнят, что последовало этому: кавтатары организовали массовые погроми армян в Сумгаите, Баку, Гандзаке и других городах и начали агрессию против Нагорного Карабаха. 

Всей своей политикой, проводимой в подарённых им армянских территориях: уничтожение армян и их культурные ценности, начав широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха – с целью окончательного уничтожения его населения, кавтатары доказали, что они далеки от элементарных норм моральных понятий. Они этим себя лишили морального права по отношению к Нагорному Карабаху. 

А свободолюбивый народ Нагорного Карабаха, ценой кровью, кроме исторических основ, завоевал и моральное право на независимость. 

3. Правовые основы.

Кроме исторических и моральных основ, Нагорный Карабах свою независимость приобрёл также руководствуясь принципами международного и советского права.

В апреле 1990 г. Верховный совет СССР принял закон, который регулировал процесс выхода какой либо союзной республики из состава Советского Союза. Согласно 3 –ей статьи этого закона, если в составе выходящей из СССР союзной республики находилось автономное образование, то оно имело право по референдуму решить свой статус. Когда «Азербайджанская республика» в августе 1991 г. вышла из состава СССР, Нагорный Карабах был провозглашён республикой (НКР) в составе СССР, а 10 декабря 1991 г. НКР, по референдуму, провозгласила свою независимость.

В международном праве есть два основных принципа регулирующие отношения между разними странами, народами и нациями: принцип территориальной целостности и принцип равноправия и самоопределения народов.

О принципе территориальной целостности в Декларации о принципах международного права(от 24 октября1970г.) говорится:«Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

В той же декларации о принципе равноправия и самоопределения народов в частности говорится: «…все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Одновременно указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

На первый взгляд эти принципы противоречат друг другу. Однако это противоречие решается следующим условием отмеченной декларации: «…ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или … нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».

То есть, принцип территориальной целостности не распространяется на те страны, в которых не соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов.

Как уже было показано вверху, «Азербайджанская республика» в течении своего 70-и летнего существования в подарённых ему армянских территориях проводила антиармянскую политику (такую же политику она проводит и сейчас в отношении коренных народов Закавказья – талышей, лезгин, аварцев, татов и др.), иными словами, на неё не распространяется принцип территориальной целостности, потому, что в этой стране не соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов. 

Можем констатировать, что весь процесс завоевания независимости Нагорно-Карабахской Республики соответствовал и советским, и международным принципам и имеет правовую основу. 

Таким образом: независимость Нагорно-Карабахской Республики (Арцаха) базируется на исторические, моральные и правовые основы.

Что ещё надо проповедующим демократию и права человека дипломатам и государственным деятелям, чтоб понять, что Нагорно-Карабахская Республика (Арцах) имеет такое же право существования, как и другая любая страна. 

С. САЯС 

24.08.2013 



Вернуться назад