Армяне Мира > Люди > Фрунзик Мкртчян

Фрунзик Мкртчян

Фрунзик Мкртчян родился 4 мая 1930 года в городе Ленинакан (ныне Гюмри). У будущего актера было два имени. Первое – Мгер, так его звали дома. Официальное же имя – Фрунзе – ему дали в честь знаменитого героя гражданской войны.
Родители Фрунзика были простыми рабочими текстильного комбината. Отец работал табельщиком, а мама – посудомойкой в заводской столовой. Папа очень хотел, чтобы сын в будущем стал художником. Фрунзик и в самом деле неплохо рисовал, и вполне возможно, что мечта отца нашла бы свое воплощение, если бы в десятилетнем возрасте мальчик неожиданно не увлекся театром.
Любовь к театру привела юного Фрунзика в драматический кружок, где он начал постигать азы актерского мастерства. Рассказывают, что впервые на сцену он вышел в крохотной роли. Посреди серьезной, трагической сцены Фрунзик должен был объявить: «Вам письмо от князя!». Но стоило ему выйти на сцену, как в зале раздался смех. Фрунзик недоуменно оглянулся, - смех не утихал. «Знаете, сами передавайте князю это письмо - мне некогда, у меня дела», - произнес юный актер и скрылся за кулисами, где уже покатывались со смеху его коллеги.
Тогда Фрунзик очень расстроился, и только много лет спустя он понял, - как это здорово, когда смеются зрители…


Актером Фрунзе Мкртчян стал не сразу. Дело в том, что в 40-е годы его отца арестовали за кражу, - чтобы прокормить бедствующую семью тот попытался вынести ткань с комбината. Отца осудили на десять лет. Жить стало еще тяжелее.
В 1947 году Фрунзик окончил школу и стал работать на заводе, но с мечтой о театре он не расставался. В 1956 году он окончил Ереванский театрально-художественный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. В том же году Мкртчян впервые снялся в кино. Хотя, по совести говоря, вряд ли можно считать дебютом тот микроскопический эпизод. В фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» молодой актер снялся в роли паренька, убирающего с дороги большой камень. В итоге в кадр попала лишь его левая нога.
Тем временем в театре дела у Мкртчяна шли замечательно. Благодаря своему таланту он выдвинулся в лидеры, и зрители стали ходить уже конкретно на него. А в 1960 году состоялся уже его полноценный дебют на киноэкране. В фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды» он сыграл веселого музыканта по имени Арсен.
Следующей роли в кино Мкртчяну пришлось ждать целых пять лет. В 1965 году знаменитый режиссер Георгий Данелия пригласил Мкртчяна в свою комедию «Тридцать три». Небольшую роль профессора Берга Мкртчан сыграл просто великолепно, но, к сожалению, «наверху» фильм посчитали идеологически вредным и после непродолжительного времени сняли с проката.
Тем не менее, слава не заставила себя ждать. Уже спустя год на экраны вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», где Фрунзе Мкртчану досталась роль Джабраила - дяди главной героини, «комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Нины. Кстати, «киношную» жену Мкртчяна в картине сыграла его настоящая супруга – актриса Данара Мкртчян.


В том же 1966 году Мкртчян сыграл еще одну свою «звездную» роль в кино. Речь идет о фильме знаменитого Ролана Быкова «Айболит-66». В эту веселую, музыкальную картину Мкртчян попал благодаря актеру и режиссеру Фрунзе Довлатяну, с которым хорошо был знаком. Довлатян, узнав, что Быков ищет актера на роль одного из разбойников, предложил ему кандидатуру Мкртчяна. Попадание оказалось стопроцентным. Вместе с самим Роланом Быковым (он сыграл роль Бармалея) и Алексеем Смирновым они составили яркую, эксцентрическую троицу разбойников, которая просто не могла не вызывать симпатий.
После выхода этих двух фильмов Фрунзе Мкртчян, как говорят, проснулся знаменитым. Его по праву стали считать одним из лучших комедийных актеров страны. Вскоре он сыграл турка в трагикомедии Георгия Данелии «Не горюй!» и гробовщика Бекира в комедии «Адам и Хева».
Впервые Фрунзе Мкртчян женился еще будучи студентом. Девушку звали Кнара. К искусству она никакого отношения не имела. Этот брак просуществовал недолго. Молодые не смогли выдержать бытовых и материальных проблем и вскоре расстались.
Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Мкртчян сначала помог девушке, а затем предложил ей выйти за него замуж.
Поначалу их жизнь складывалась безоблачно. У супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген. Успешным было и начало карьеры Данары, - она устроилась работать в театр, снялась у Леонида Гайдая в «Кавказской пленнице».
Все резко изменилось в начале 70-х, когда Данара заболела тяжелым психическим расстройством. С театром ей пришлось расстаться. К тому времени Фрунзе Мкртчян стал популярным актером. Он часто выезжал на съемки, что приводило Данару в бешенство, - она с маниакальным упрямством считала, что мужа во всех уголках страны ждут любовницы…
Болезнь жены привела к тому, что Мкртчяну приходилось порой отказываться от хороших ролей. В первой половине 70-х вышло не так много фильмов с его участием, и все они не имели широкого резонанса в стране. Тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР. Так руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны еще в 1967 году.
Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 70-х. Этому немало поспособствовала комедия Георгия Данелии «Мимино». Вместе с Вахтангом Кикабидзе они создали великолепный дуэт. Удивительно смешная и, в то же время, очень лиричная картина была наполнена искрометными шутками, многие из которых впоследствии стали крылатыми. Все это сопровождала прекрасная музыка Гии Канчели.
О Мкртчяне снова «вспомнили». Одна за другой начали выходить фильмы с его участием: музыкальная комедия «Багдасар разводится с женой», лирическая драма «Солдат и слон», сказка «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», лирическая комедия «Суета сует» и др.
Знавшие Мкртчана люди рассказывают, что Фрунзик был недисциплинированным актером. Он мог не появиться на съемочной площадке и сорвать план. Но если уж снимался, то можно было только поражаться тому, как он старательно готовился к работе. Искал образ мучительно трудно, «пахал» глубоко и всерьез. Он рассказывал как-то младшему брату (режиссеру Альберту Мкртчяну): «Роль - как мышь, вокруг нее кружишься, обнюхиваешь, примеряешься и внезапно, как кот, бросаешься на нее».
О своей трагедии в семейной жизни Фрунзик Мкртчян никогда не распространялся. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и, с шампуром шашлыка в руке, спеть серенаду.
Вспоминает друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: Это кричал не я, кто-то из демонстрантов. Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»
По своей сути он до самых последних лет оставался большим ребенком.
Мкртчяна любили все: и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».
Мкртчян всегда мечтал сыграть Сирано де Бержерака. К сожалению, его мечте не было суждено осуществиться, а ведь Фрунзика с этим персонажем роднило многое – не только внешность (большой нос), но и большое, доброе сердце. Мкртчян нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы.
Между тем болезнь Данары прогрессировала. В начале 80-х ее пришлось поместить в психиатрическую больницу без права выхода оттуда. Мктрчян остался один с двумя детьми. Ему пришлось разрываться между работой (он продолжал активно работать в театре и в кино) и семьей.
В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. О ее необыкновенной красоте ходили легенды.
Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана. Но и этот брак оказался неудачным. Спустя несколько лет они расстались.
Неустройство в личной жизни привело к тому, что Мкртчян начал злоупотреблять алкоголем. Началось это еще в 70-е годы. Постепенно это пристрастие переросло в болезнь. Рассказывают, что на съемках фильма «Мимино» Мкртчян пил не прекращая. Дошло до того, что Данелия даже объявил ему ультиматум: или съемка или алкоголь. Актер не пил ровно десять дней, после чего пришел к парадоксальному выводу: «Я понял, почему бездарности завоевали весь мир! Они совсем не пьют, встают утром все такие бодрые и все силы тратят на карьеру». И после вздоха добавил: «Это ужасно!»
С середины 80-х Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?»
В начале 90-х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К этому его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. Он с энтузиазмом взялся за создание собственного театра, но руководить им его выпало недолго…
Постоянные попойки вконец расшатали здоровье Мкртчяна. Он заработал цирроз печени и язву желудка. Картину усугубляло слабое сердце актера. И без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что сын Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его во Францию, и вновь, как и в случае с женой получил страшный диагноз – болезнь неизлечима.
Мкртчян вернулся в Ереван. Из-за военных действий с Азербайджаном Армения находилась в блокаде, в домах не было ни света, ни тепла. Здесь Мкртчяна ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. С горя Мкртчян запил и попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть. Врачи пять минут боролись за его жизнь и смогли буквально вытащить актера с того света.
Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома. За ним ухаживал его младший брат Альберт. 29 декабря, в день панихиды по Азату Шеренцу, Фрунзик Мкртчян снова напился. Альберт Мкртчян вспоминает: «Я с трудом уговорил брата поспать, уложил в кровать и его сына Вазена. А вечером из дома никак не мог дозвониться и почувствовал страшное…»
На похороны Фрунзика Мкртчяна собрался весь Ереван. Прощание с любимым артистом затянулось, хоронили Фрунзика уже в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые. Тысячи людей вышли на улицы с зажженными свечами. Гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…



Вернуться назад