Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

10:01
SciRep: с 1980 года слова в песнях упростились, но сделались более гневными
10:01
МИД Ирана: военное присутствие на Каспии третьих стран противоречит интересам региона
10:01
США выделили $60 млн на восстановление моста в Балтиморе
10:01
Пентагон утверждает, что РФ проигнорировала предупреждение США о возможном теракте
10:00
В доме полковника Володи Аветисяна проводится обыск
10:00
Цены на нефть завершили первый квартал уверенным ростом
10:00
Госдеп Захаровой: Турбулентность на Южном Кавказе, была вызвана действиями России за последние месяцы
10:00
В Индии при падении такси в ущелье погибли 10 человек
10:00
Левон Кочарян: От моего имени распространяются ложные сведения
10:00
«Жоховурд»: В Гюмри Пашиняна встретили очень «тепло»
05:01
Молдова выходит из ДОВСЕ
05:01
МИД Армении и Кореи обсудили перспективы двустороннего сотрудничества
05:01
Спикер НС Армении и спикер парламента Азербайджана вновь встретятся
05:01
Клинтон и Обама поучаствуют в сборе денег для предвыборной кампании Байдена
05:01
Суд ООН обязал Израиль принять меры для доставки помощи в Газу
05:01
Во Франции обсуждают законопроект о запрете дискриминации по волосам
05:00
В Малави парламент легализовал выращивание сильнодействующей марихуаны
Все новости
Армяне Мира » Новости » Новости » Баку — Тбилиси — Карс оставляет Армению вне игры?

Баку — Тбилиси — Карс оставляет Армению вне игры?

Категория: Новости / Новости
417
0
«Армения становится тысячелетней слепой совой, сидящей на высоком камне на перекрестке больших дорог»
Баку — Тбилиси — Карс оставляет Армению вне игры?

В Баку сегодня, 30 октября, состоялось официальное открытие железной дороги Баку — Тбилиси — Карс.

Что известно о железной дороге

На первом этапе железная дорога, протяжённость которой составляет 826 километров, будет перевозит до миллиона пассажиров и 6,5 миллионов тонн грузов в год. Ожидается, что постепенно мощность будет увеличена до двух миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов в год.
Строительство железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс в обход Армении было начато в 2008 году на основе подписанного 7 февраля 2007 года в городе Тбилиси на встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Грузии Михаила Саакашвили и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана соглашения «Принципы и условия финансирования, проектирования, строительства, реабилитации, реконструкции железнодорожного участка от Марабды до турецкой границы (Карцахи) в рамках реализации нового проекта Баку — Тбилиси — Карс», а также «Кредитный договор об условиях финансирования железнодорожного участка от Марабды до турецкой границы в рамках проекта Баку — Тбилиси — Карс».
Общая длина дороги Карс — Ахалкалаки составляет 105 километров. Из них 76 километров полотна проложены по территории Турции за счет средств Анкары. Азербайджан осуществляет финансирование реконструкции и восстановления участка железной дороги Карс — Ахалкалаки протяженностью 26 километров, проходящей по территории Грузии, а также участка железной дороги Ахалкалаки — Марабда протяженностью 153 километра. Для финансирования проекта Азербайджан выделяет средства на сумму 775 млн. долларов путем двух траншей. Первый транш предусматривает выделение 200 млн. долларов с годовой ставкой 1% и возможностью продления срока на 25 лет. Второй транш составляет 575 млн. долларов с годовой ставкой 5% и возможностью продления срока на 25 лет.

Мнения президентов и премьеров о железной дороге

В торжественной церемонии открытия приняли участие президенты Азербайджана и Турции — Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы правительств Казахстана и Грузии — Бакытжан Сагинтаев и Георгий Квирикашвили. Также на церемонию прибыл премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.
По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс становится важной частью транспортной карты Евразии.
«Сейчас мы работаем над интеграцией транспортных коридоров Баку — Тбилиси — Карс и Север — Юг. Я считаю, что это вполне возможно, и уверен, что в будущем энерготранспортные пути Север — Запад и Юг — Запад будут сданы в эксплуатацию. Два этих грандиозных проекта объединят многие большие страны. Баку — Тбилиси — Карс означает восстановление части исторического Шелкового пути. Ее смогут использовать Китай, Казахстан, Центральная Азия, Азербайджан, Грузия, Турция и страны Европы. Транспортный коридор Север — Юг объединит Индию, Пакистан, Иран, Азербайджан, Россию и страны Европы», — сказал Алиев.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в свою очередь, отметил, что железная дорога является важной составляющей транспортного коридора Восток — Запад и нового шелкового пути.
«Теперь железнодорожное сообщение Лондон — Пекин будет осуществляться напрямую. Я желаю, чтобы этот проект принес пользу региону и нашим народам», — сказал Эрдоган.
По мнению премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, этот проект расширит логистические возможности на Каспии, создаст благоприятные условия для перевозки грузов из Китая в Европу, скорость грузоперевозок возрастет вдвое.
По его словам, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс имеет важное значение для мира и стабильности на Южном Кавказе.
«Контейнер из Китая доставляется в Азербайджан через казахстанский порт по Каспию, и этот груз будет отправлен сегодня из Азербайджана», — сказал он.

Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили также отметил фактор стабильности в регионе. По его словам, Баку — Тбилиси — Карс, нацеленный на обеспечение стабильности, достоин пристального внимания.
«Строятся новые порты, обновляются дороги. Успех Баку — Тбилиси — Карс связан с растущими экономическими связями с Китаем. Отбывающий сегодня контейнерный состав достигнет пункта назначения в течение 8 дней после отбытия из Китая. Большую роль в реализации проекта сыграл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев», — сказал грузинский премьер.

Баку — Тбилиси — Карс и Армения

Поначалу армянские власти несерьёзно относились к разговорам о начале строительства железной дороги в обход Армении. В 2004 г. на встрече со студентами в институте экономики тогдашний президент Армении Роберт Кочарян выразил уверенность, что эта железная дорога не будет построена, поскольку экономически это не обосновано.
Газета «Айкакан жаманак» напоминает, что через год, в 2005 году, на встрече со студентами ЕГУ Кочарян, говоря на эту тему, заметил: «Чем больше железных дорог будет в регионе, тем лучше. В любом случае, железная дорога, проходящая по нашей территории, будет конкурентоспособной, поскольку инвестиции на реализацию Карс — Ахалкалак придется компенсировать за счет высоких тарифов. Думаю, к этому надо относиться спокойно, тем более, что помешать реализации этого проекта мы не можем».
Через два года, в январе 2007, выяснилось, что, хотя Кочарян и говорил, что Армения не может помешать реализации проекта, попытки все же были. Представители властей США тогда заявили, что они против строительства этой дороги. И это было плодами работы властей Армении. Об этом заявил пресс-секретарь Кочаряна Виктор Согомонян. По словам пресс-секретаря, Армения всеми возможными средствами пыталась препятствовать программе строительства железной дороги, однако «невозможно еще больше вмешиваться в дела этих стран и не допустить реализации программы». Виктор Согомонян, оценивая программу строительства железной дороги Карс — Ахалкалак, заметил, что она только преследует политическую цель, и нет никакого экономического обоснования для реализации этой программы.
Почему власти пытались препятствовать ее реализации «всеми возможными средствами»? Дело в том, что этот маршрут полностью заменяет функцию важнейшей в регионе и до вчерашнего дня незаменимой железной дороги Тбилиси — Гюмри — Карс. То есть соседи Армении могли обеспечивать железнодорожные коммуникации между собой только по участку Гюмри — Карс, который, однако, из-за армяно-турецких проблем не действует уже почти 25 лет.
Что может противопоставить Армения?
«Железной дороге Баку — Тбилиси — Карс власти Армении решили противопоставить железную дорогу Иран — Армения. Вернее, шумиху о ней. Это та железная дорога, которая, как заявил Серж Саргсян в октябре 2008 года, должна была заработать «в ближайшие годы». Не заработала, да и не могла. Это действительно был экономически невыгодный проект, мягко говоря. Но после заявления Сержа Саргсяна положения о строительстве этой дороги включались во все программы правительства вплоть до 2016 года. И только из программы правительства, принятой в прошлом году, положения о строительстве железной дороги Иран — Армения были изъяты», — считает экономический обозреватель Айк Геворгян.
Другой вариант — нормальная автодорога с Ираном. Для этого необходимо было построить мосты и тоннели на некоторых участках уже имеющейся дороги, что потребовало бы нескольких десятков, пусть даже 100—200 миллионов долларов. Вместо этого было решено построить автомагистраль Север — Юг стоимостью 1,5 миллиарда долларов. Строится она уже четвертый год, и даже еще не дошла до тех участков, которые делают дорогу Иран — Армения труднопроходимой. В частности, потребуется еще два-три года, чтобы добраться до Зангезурских изгибов.
По словам Геворкяна, 30 октября произойдет очень важное событие. Следующее такое важное событие, напоминает обозреватель, произойдет в ближайшие годы, когда будет построена и запущена железная дорога Казвин — Решт, связывающая Иран с Азербайджаном.

«Она также заменит железную дорогу Гюмри — Карс, поскольку единственная, но не действующая дорога между этими странами проходит через Гюмри», — пишет Геворгян и напоминает слова Вано Сирадегяна, который писал: «Армения становится тысячелетней слепой совой, сидящей на высоком камне на перекрестке больших дорог».

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии