Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

09:40
Венесуэльский парламент ожидает новых выборов президента в конце года
09:30
Система ПВО российской авиабазы Хмеймим сбила неизвестный беспилотник
09:20
Ереван вошел в топ-5 городов СНГ, популярных для летних путешествий
09:10
Армен Григорян – Вигену Саркисяну: Вы и Ваша команда неудачники
09:00
Дарон Ачемоглу будет рад помочь советами правительству Армении
08:50
Пашинян призвал отказаться от театрализованных призывов на тему «Нация-Армия»
08:49
В одном из ереванских кафе появилось «революционное» капучино
08:43
«Жаманак»: «Король» сахарного песка в Армении хочет сохранить монополию
08:40
В Конгрессе США представлен законопроект о запрете поставок Турции истребителей F-35
08:34
RFI: 10 причин не называть «бархатную революцию» в Армении «майданом»
08:30
Никол Пашинян обсудил с Арменом Саркисяном и Бако Саакяном ряд важных вопросов
08:20
Вачаган Казарян освобожден с должности начальника службы охраны
08:10
Арсен Мкртчян назначен председателем апелляционного суда по гражданским делам
08:00
Главный вопрос, остающийся без ответа
07:50
Эксперт: Армения сыграла важную роль в подписании временного соглашения между ЕАЭС и Ираном
07:40
До 26 мая в Армении прогнозируются дожди и грозы
07:30
В Москве обсуждены вопросы дальнейшего развития российско-армянского союзнического взаимодействия
Все новости
» » » Почему олигархия любит читать мораль обществу?

Почему олигархия любит читать мораль обществу?

Категория: Новости / Новости
73
0
Почему олигархия любит читать мораль обществу?

Любой криминально-олигархический режим по определению бессовестный и бесстыдный. Особо распространяться на эту тему бессмысленно: тяга не имеющих совести людей к власти и деньгам не имеет предела. Предел может поставить только страх. Бессовестный человек страшится только угрозы физической ликвидации своей персоны со стороны других.

В Армении мы имеем дело именно с таким режимом. А интерес в данной статье представляет одно важное обстоятельство (или явление) - склонность членов олигархического режима к апеллированию нравственными категориями: призывам к совести, нравоучениям, чтению морали. И самое главное - желание публично пристыдить любого, кто смеет критиковать или обвинить власть имущих.

Публичная деятельность министра обороны Вигена Саргсяна и характер защиты такой деятельности апологетами армянских властей являются наиболее свежими и яркими фактами, подтверждающими наше наблюдение. Общество Армении призывают к совести и к смирению со всеми планами и действиями властей в деле осуществления новых денежных поборов с граждан для "помощи военнослужащим". При этом, проявляется стремление, в первую очередь, пристыдить тех, кто указывает на факты коррупции и казнокрадства в армии.

То же касается протестов против подорожания энергоносителей - в первую очередь, демагоги из РПА "читают мораль" недовольным людям. И так ... целые десятилетия. Казалось, узурпировавшие у общества национальное богатство и систему государственного управления деятели больше всего должны сторониться перевода своего диалога с обществом именно в сферу нравственности. Зачем "будоражить улей" и выпускать в общественно-политическую жизнь понятия, которые отсутствуют в жизни узурпаторов-олигархов? Но нет: мы давно стали свидетелями того, что морально-нравственные категории являются излюбленными понятиями в устах последних. Значит, в этом есть нечто жизненно важное для них: видимо, отстаивать свои позиции в жизни сложно без апелляции к таким категориям. Демагогия на базе категорий морали и нравственности в руках этих людей является апологетикой узурпации прав других, и не только прав.

Любой узурпатор не может не ненавидеть тех, у кого узурпировал богатство и права. Эта ненависть рождается из страха за возможное возмездие. А ненависть порождает насилие, целью чего является узурпация последнего, чего не удалось отнять у общества - узурпация свободной воли. Такое насилие невозможно без целенаправленной дезориентации общественного сознания. Здесь на помощь и приходит демагогия на темы морали и нравственности. Как точно подметил российский исследователь А.А.Гусейнов в своей статье " Моральная демагогия как форма апологии насилия": "моральная демагогия и насилие связаны между собой настолько органично, что моральная демагогия неизбежно ведет к насилию, а насилие предполагает моральную демагогию в качестве непременного своего условия". Эта политическая практика достаточно хорошо исследована, и ее деструктивная суть вполне прозрачна. Тем не менее, она проявляет достаточную эффективность во всем мире.

Поэтому, не праздным является вопрос: почему эффективна такая практика? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внести ясность в некоторые аспекты общественно-политической жизни людей. В первую очередь, необходимо отметить, что "общественная мораль" определяет устои любого общества. Это воплощение нравственных принципов в неправовых категориях. Она определяет духовное пространство и является общим условием согласия и сотрудничества между людьми. У каждого общества своя мораль. При этом, не нужно путать мораль и нравственность. Еще со времен Гегеля считается, что мораль является совокупностью требований, которая всегда предъявляются обществом человеку извне, тогда как нравственность - сугубо субъективная ценностная система человека. Нравственный человек всего лишь считается с фактом существования общественной морали. Законом нравственной личности является его совесть, а совестью государства, по Т.Гоббсу, является закон. Принятый в государстве закон не может не считаться с моралью общества. Отсюда и становится понятным, почему мораль из-за ее особой значимости для членов общества всегда является благодатной пищей для демагогии. Нет более эффективного метода подавления воли человека, чем метод внушения ему чувства вины перед другими.

На этом и построена универсальная машина насилия. Невозможно сломить и покорить человека, если в его душу не внедрено сомнение в своей правоте. Масштабы моральной демагогии не имеют предела. Примером чудовищности такой практики является апологетика геноцида армян и других христианских народов Османской империи, которым перед уничтожением внушали чувство вины "за предательство" государства. Мало чем отличается от этой практики апологетика сталинских репрессий в СССР: людей массово репрессировали и уничтожали, не только предъявив обвинение, но и внушая им вину за подрыв устоев государства, а обществу - идею "о врагах народа". В обоих случаях мы видим примеры узурпации или подавления свободной воли людей.

Менее масштабную практику узурпации свободной воли можно наблюдать везде и всюду, где власть в государстве узурпирована незаконными формированиями. В современной Армении изначально таким наиболее излюбленным методом стал метод внушения вины за дестабилизацию и подрыв обороноспособности страны вкупе с шантажом неминуемыми потерями в будущем. Призывы к смирению с действиями власть имущих основаны именно на внушении непокорным чувства вины за подрыв обороноспособности государства. Заигрывание тезисом "нация-армия-церковь" в настоящий момент является всего лишь новым воплощением описанной практики подавления воли людей.

Все же, как можно заметить, демагогия плутократической власти уже теряет свою эффективность. В деле спасения своих позиций эта власть надеется только на последний ресурс для своей моральной демагогии - судьбы пострадавших в войне военнослужащих. Поистине, ее бесстыдство и бессовестность не имеют предела.


Манвел Саркисян

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии