Грат Козибеокян, Президент Общества армянских ковров, обнаружил в СМИ Азербайджана публикации с вызывающим названием «В Баку впервые показали вышивки, спасенные от армянских фальсификаций» и спорным содержанием.
Публикации появились после открытия выставки «Шелковая сокровищница: Азербайджанские узоры XVI-XVIII веков» в Азербайджанском национальном музее искусств в рамках V Международного симпозиума по азербайджанскому ковру.
Обратимся за помощью к авторитетным экспертам, чтобы разобраться, в чем сомнительность содержания азербайджанских публикаций с кричащими названиями. Экспертную оценку экспонатов выставки дает Бердж Ачджян, международный эксперт в области искусства, антиквар, арт-дилер и директор GalerieBerdjAchdjian в Париже.
Вот что удалось узнать нам об одном из экспонатов выставки после детального его разбора уважаемым экспертом. Речь идет о первом памятнике искусства, представленном как «Уникальный ковер племени Шахсевян XIX века» из частной коллекции.
Во-первых, ковер не является работой племени Шахсевян, как было заявлено в азербайджанской прессе. Во-вторых, этот ковер не является уникальным азербайджанским творением. Бердж Ачджян обстоятельно и доказательно подтверждает свой экспертный анализ и проводит сравнение так называемого «уникального ковер племени Шахсевян» с аналогичным по дизайну изделием - образцом из известнейших выставочных каталогов EberhardtHermann от 1985 года.
Сравнение работ из каталога и ковра «племени Шахсевян» позволило международному эксперту прийти к выводу- у этих работ не мусульманские, а истинно христианские корни и мотивы.
Два бесспорных факта позволяют авторитетному эксперту утверждать, что ковер не принадлежит азербайджанским мастерам. Первый важный факт – основной мотив ковра. Это христианский крест, истоки которого следует искать в культуре Византии.
Вторым признаком Бердж Ачджян называет изображение «колеса вечности». Армянский вариант знака вечности, который можно встретить практически везде – на стенах древних церквей и даже в логотипах местных организаций, сложно с чем-либо перепутать. Это один из самых узнаваемых национальных символов
Армении.
По утверждению эксперта, в статье бесспорно представлен христианский образец ковра. «Мы видим, что мотивы на представленном в азербайджанской прессе ковре относятся к христианской иконографии. Образец в каталоге HERMANN имеет те же мотивы и вдобавок также кресты, что доказывает его христианское, а не мусульманское происхождение. Именно поэтому мы можем утверждать, что фальсификациями занимается не Армения, а Азербайджан», — комментируетАчджян.
Кроме того, эксперт обращает внимание и на то, что некорректно присваивать этому ковру азербайджанское авторство, ссылаясь на племя Шахсевян. Дело в том, что племя это проживало на территории Ирана, и в связи с этим к азербайджанской культуре никакого отношения не имеет.
Крайне спорными оказываются и некоторые фрагменты азербайджанских публикаций о выставке относительно «фальсификации произведений искусства». Приведем некоторые из таких фрагментов. Независимому эксперту министерства культуры и туризма Асли Самедовой был в интервью задан вопрос (цитируем дословно статью):
«— В последнее время участились случаи фальсификации, потому что часто на зарубежных аукционах азербайджанские ковры, ручные изделия и многие другие вещи выдаются в качестве армянских. Как боретесь с такими случаями? И удается ли доказать их принадлежность Азербайджану?»
На этот вопрос Асли Самедова ответила так:
«— К сожалению, в последнее время на некоторых аукционах ранние азербайджанские вышивки представляют азербайджанские вышивки как «
арцахские». Это происходит из-за того, что среди приглашенных экспертов очень часто оказываются армянские дилеры и коллекционеры. Исторически именно они занимаются продажей антикварных ковров на Западе и обладают большим влиянием».
Уважаемые читатели видят, что в ответе нет никаких доказательств принадлежности произведений искусств азербайджанским мастерам, но есть голословное обвинение в фальсификации экспертиз, к которым причастны «армянские дилеры и коллекционеры».
Международный эксперт Бердж Ачджян заявляет, что в настоящее время ситуация с авторством работ абсолютно противоположна. Армянские работы активно выдаются за мусульманские, и все это потому, что многие представители исламской культуры весьма платежеспособны и готовы заплатить за произведения искусства немалые деньги. «А много ли вы знаете
армян, готовых выложить целое состояние за ковры?», — задает риторический вопрос эксперт.
Армянские ковры безусловно уникальны, ценны, и являются истинными произведениями искусства. В армянских коврах краски полностью натуральны, мастера плетут их двойным узлом, что и делает их очень прочными и износостойкими.
В настоящее время ковры, изготовленные армянскими мастерами, хранятся в известнейших музеях мира, среди них Лондонский музей Виктории и Альберта, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Будапештский музей прикладного искусства, Лондонский музей текстиля. Самый древний армянский ковер (5 век д.н.э.) является экспонатом петербургского «Эрмитажа».
Автор:
Ольга АловаИсточник:
NovostiNK.ru