Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

18:36
М. ШЕВЧЕНКО - Подробно об АРМЕНИИ, ПАШИНЯНЕ и ПРОТЕСТАХ!
18:51
Михаил Галустян
14:50
Андрей Арешев: Соглашение Армении с ЕС – пространство непонимания или «коридор возможностей»?
14:50
В Вашингтоне прошла премьера документального фильма «Архитекторы отрицания»
14:20
Алан Дункан посетил мемориальный комплекс «Цицернакаберд» в Ереване
14:10
Сурен Караян и Жан-Франсуа Шарпантье обсудили расширение сотрудничества Армении и Франции в сфере туризма
14:00
Эксперт: Создание Курдистана на территории Западной Армении нереалистично
13:50
Никакой интриги нет – Карен Мирзоян отказался комментировать, почему не был переназначен главой МИД
13:20
Показатель экономической активности в Арцахе за 8 месяцев 2017 года вырос на 17,2%
13:00
В единственном армянском селе Турции открыли культурный центр
12:50
Странный светящийся объект в небе над Арменией оказался российской ракетой
12:40
Иран возбудил уголовное дело против Павла Дурова
12:10
Генсек ООН: Встреча президентов Армении и Азербайджана будет способствовать укреплению доверия между сторонами
12:00
Трамп: США готовы к военному варианту урегулирования кризиса вокруг Северной Кореи
11:40
Серж Саргсян присутствовал на презентации программы «Армянская национальная музыкальная сокровищница»
11:30
В Ереване пройдет выставка болгарского художника Петика Петросяна
11:20
В центре Еревана грузовик врезался в стену тоннеля и перевернулся: есть погибший
Все новости
» » » Краткая тюркология для армян

Краткая тюркология для армян

Категория: Новости / Новости
171
0
Краткая тюркология для армян

В прошлом номере мы рассмотрели историю взаимоотношений армян с народами, традиционно исповедующими ислам, дали небольшую характеристику армяно-исламских отношений со времен зарождения этой религии до наших дней. Эта тема была полезна именно теперь – в условиях, когда из-за невежества некоторые люди ассоциируют мусульман с исламистами, а армяно-азербайджанские распри выносятся недругами на мусульманские информационные площадки. Однако прошлая тема не может быть полностью раскрыта без простейших познаний о тюркских народах. Ведь именно через призму «тюркизма» многие армяне пытаются создать полную картину не только об исламе, но и о тюркских народах в целом. Картина такая получается искаженной. А из-за злодеяний осман в конце XIX – начале XX вв. обвиняются чуть ли не все тюркские народы.

Итак, прежде всего тюрки — это этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках. Народа с названием «тюрок», во всяком случае, в русском языке, не существует. И когда некто оскорбительно высказывается о тюрках, то, в силу своей малограмотности, оскорбляет десятки тюркских народов, отличающихся между собой как этнической, расовой, так и религиозной, географической составляющей.

Действительно, большинство современных тюрок — мусульмане, но есть среди них так же православные христиане (гагаузы и чуваши), иудеи (крымчаки и караимы), буддисты (тувинцы и желтые уйгуры), бурханисты (алтайцы), шаманисты (хакасы, шорцы и телеуты) и традиционные верования (якуты). Иначе говоря, узкомыслящий человек, понося тюрок за геноцид армян, поносит все эти вышеперечисленные народы и взваливает на них всю вину ответственности, из-за чего получается полнейший бред. Ведь, к примеру, для тюрка-тувинца или тюрка-якута – что армянин, что турок – одно лицо. Ровно так же, как для нас одним расовым лицом являются якуты и их соседи чукчи. Хотя этнически это разные народы. И если те же христиане-чуваши или же смиренный Буддой тувинец наткнется на неосторожное высказывание армянина о тюрках-злодеях, то либо не поймет, в чем повинны тувинцы перед армянами, либо, того хуже, просто озлобится на весь армянский народ. И попробуйте объяснить, что вы имели в виду не «тюрок» как таковых, а конкретно «турок», из-за которых и сформировалась ненависть ко всем тюркам.

Итак, кто такие турки и что у них общего с тюрками?

Исторический ареал обитания тюркских племен – Алтай и Сибирь. По этой причине тюркскую группу языков лингвисты причислили к алтайской семье. Изначально тюрки были монголоидами, как нынешние якуты, алтайцы, шорцы и пр. Позже откочевавшие на Запад в Туран и к Волге или прибывшие в результате военных походов тюрки приобрели тураноидный тип, отличающийся переходной расой – от монголоидной к европеоидной, в результате чего возник нынешний узбекский и туркменский типажи. И чем дальше на Запад, тем больше европеоидных черт, путем смешения с местным населением и отдаления от тюркской этнической составляющей до минимума. Среди местного автохтонного населения стали возникать суперстраты и субстраты. В первом случае (суперстраты) – это влияние языка пришлого населения на язык коренного, а во втором случае (субстрат), – соответственно, влияние языка коренного населения на чужой язык. Так возникли в Закавказье, Иране, Турции, на Кавказе, Поволжье, в Подунавье новые народы с тюркским суперстратом?и?автохтонным субстратом. По этой причине их предки, тюрки, далеки от внешности новообразованных народов. И получается, что тюркоязычных гагаузов почти не отличить от романоязычных соседей-молдаван, но легко отличить тех же гагаузов от их лингвистических братьев алтайцев. Примеры можно приводить с каждым тюркоязычным народом, в том числе и с современными турками, которые, хотим мы этого или нет, но уже давно несут в себе наш с вами генетический код и мало чем отличаются от нас. А предыстория такова.

Как известно, второго султана династии огузов-сельджукидов звали Алп-Арсланом. В 1071 году его тюркское войско пришло на земли Византийской империи и одержало победу в битве при Манцикерте. После этого началась тюркизация территории, а вскоре и создание ими своего небольшого государства в Анатолии – Конийский султанат. В 1299 году была создана Османская империя, а еще через полтораста лет, в 1453 году, процесс завершился падением Константинополя.

До завоевания тюрками Византийской империи это государство было многонациональным, а основными ее жителями являлись греки, армяне, ассирийцы, арабы, курды, лазы и пр. Раз за разом среди них стала происходить тюркизация. А после захвата Балкан появился новый «налог кровью», – девширме, – которым облагалось христианское население. Он состоял в том, что из христианских семей забирали мальчиков в возрасте 5-6 лет, обращали в ислам и увозили в Константинополь. Там их воспитывали в спецшколах, а потом, в зависимости от способностей, юноши становились дворцовыми служащими, матросами, солдатами, инженерами, строителями, богословами… Большинство их пополняло собой войско янычар, подчиненное лично султану. Это была элита Вооруженных сил, состоящая из детей христианских семей, но обращенных в ислам, тем самым тюркизировавшихся. Считалось, что лучше всего служат султану обращенные в ислам армяне, греки и прочие, у которых «нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». Так, из года в год, земли Османской империи все больше стало населять новообразованное смешение народов с собирательным названием «osmanl?lar» («османы»). Сложилась этнофагия, когда один народ пожирает другой, прививая им свой язык, культуру и этноним. В нашем случае тюрки не прививали разве что культуру, т.к. культура греков, армян, славян и прочих была богаче их тюркской, кочевой.

С приходом к власти светского Мустафы Кемаля в 1923 году политика тюркизации была закреплена. Мустафа Кемаль на развалинах Османской империи создал новое государство, назвав его Турцией. На турецком «T?rkiye» – в честь тех тюрок-завоевателей, что пришли на эти земли, а сам народ «турками» – «T?rk». Главной задачей Мустафы Кемаля было создание единого народа для Турецкой Республики и по светскому образцу «снабдить» всех фамилиями. В Османской империи не было фамилий. В 1927 году вышел Закон об именах – Ad Kanonu. Мустафа Кемаль обозначился Ататюрком (Atat?rk) – «отцом турок». Само же население новообразованной страны – эпитетами по вкусу и роду деятельности. К примеру, грек Адонис, живущий в Измире, мог стать Эднаном Измирли, а армянин Агоп, живущий в Трапезунде и занимающийся ловлей рыбы – Якубом Балыкчы (bal?k?? (тур.) – рыбак). Необходимо заметить, что если заглянуть в энциклопедию Эфрона и Брокгауза, то можно увидеть, что основное население Османской империи считало себя османами и свысока посматривало на тех, кто называл себя турками, т.е. на туркоманов и тюруков. Их считали малокультурными крестьянами. С реформой же Ататюрка случилось с точностью до наоборот: те, что брезгливо отзывались о тюрках при Абдул Гамиде и других султанах, в одночасье стали гордо называться турками. А под таковыми паспортизировали все население новосозданной Турецкой Республики, независимо от этнического происхождения. Достаточно было быть гражданином страны и мусульманином. Христиан почти уже не оставалось. Разве что крипто.

Теперь заглянем в лица тех, из-за которых некоторые из нас нелестно высказываются о тюрках.

Абдул Гамид – султан Османской империи. Его мать была дочерью армянского предпринимателя из Трабзона. Тем не менее, это не мешало ему лично отдавать приказы уничтожать армян, несториан, понтийских греков и пр. на Анатолии с 1894-1896 гг. В связи с чем и был наречен в империи Ganl? Imparator («Кровавый султан»).

Энвер-паша – военный министр ОИ. Один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году. Отец – тюркского и черкесского происхождения, мать – албанка.

Талаат-паша – министр внутренних дел ОИ. Один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году. Этнический помак-болгарин. Иначе говоря, вовсе славянин исламизированный.

Джемаль-паша – военный и гражданский администратор Сирии в годы ОИ, участвовавший в массовых убийствах армян и арабов. Имеет греко-тюркское происхождение.

Бехаэтдин Шакир – глава турецкой разведки и контрразведки. Армянин. Позже был убит дашнаками.

Юсуф Чаглар – начальник жандармерии Газиантепа. Армянин.

Что касается самого Ататюрка, то над его происхождением до сих пор бьются в самой Турции. Высказываются разные мнения – есть версии о его греческом, боснийском, албанском происхождении, а некоторые вовсе считают его отуреченным евреем-сефардом. Ну и, конечно, янычары, о которых было упомянуто выше, и которые являлись наряду с курдами исполнителями массового уничтожения армян.

Так можно ли винить тюрка, как этническую единицу, в геноциде армян? Отнюдь! Геноцид устраивала османская армия, в чьих жилах течет кровь по большей части не тюрок, а тех же армян, греков, славян, курдов и прочих. Результат будет налицо, если заглянуть в портреты Кемаля, Талаата, Джемаля и всей этой своры. Попробуйте в них найти тюркские монголоидные или тураноидные черты.

Значит, тюркофобию среди некоторых армян можно смело отметать. А тюрки, как этническая единица, не имеют никакого отношения к массовым убийствам армян, греков и др. автохтонных народов региона. Замечу, я не обеляю турок. Я обеляю тюрок. Здесь важно правильно понять и расставить точки над «i». Ответственность за геноцид должны нести турки, именно турки, а не тюрки все подряд. Сегодняшние турки являются потомками тех злодеев, независимо от их этнического происхождения. Поэтому к вопросу нужно подходить грамотно, трезво, без перехода на личности отдельных этнических групп. К тому же следует напомнить, что в годы массовых репрессий и убийств армянского населения Баку и Сумгаита Туркменистан предоставил свою территорию, куда через Каспий были переправлены армяне. И местные жители, – туркмены, – делились с армянами всем, что имели – продуктами, одеждой, утварью. А хорошее не забывается.

Вадим АРУТЮНОВ

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии