Совсем недавно, в марте и апреле, делегации Республики
Арцах во главе с президентом Бако Саакяном и председателем Национального Собрания Ашотом Гуляном совершили рабочие визиты соответственно в США и Францию. Оба визита прошли с большим успехом. Главу НКР принимали в Конгрессе, где с группой членов Комиссии по внешним связям были обсуждены вопросы, касающиеся развития и укрепления арцахско-американских отношений, урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и региональных процессов. Кроме того, на Капитолийском холме был организован также прием, посвященный 30-летию Арцахского движения. Что касается визита арцахской делегации во Францию, то его целью было развитие сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, в образовательной и культурной областях. В ходе визита Ашот Гулян имел встречи с мэрами ряда городов, была подписана Декларация о дружбе между французским и арцахским городами Бур-ле-Пеаж и Мартуни, благодаря чему число французских городов-побратимов, установивших прямые связи с городами Арцаха, перевалило за десяток.
Насколько болезненными оказались оба визита для официального Баку, красноречиво говорит тот факт, что Азербайджан немедленно направил ноты протеста Вашингтону и Парижу с абсурдными требованиями запретить въезд в Соединенные Штаты и Францию представителей Арцаха. Но, видимо, зарубежные поездки официальных лиц НКР нанесли весьма чувствительный удар по самолюбию и амбициям алиевского режима, если он решил на этих «высоких нотах» не останавливаться. Азербайджан до сих так и не угомонился и решил вынести вопрос на обсуждение Парламентской ассамблеи ОБСЕ. А это значит, трещит по швам бакинская политика по международной изоляции Арцаха и воспрепятствованию процесса его интеграции в мировое сообщество. Иными словами, алиевскому режиму, невзирая на его непрекращающиеся потуги отгородить Республику Арцах железным занавесом от остального мира, не удается многочисленные свои протесты конвертировать в практический результат.
Но вернемся в Парламентскую ассамблею ОБСЕ. На днях вице-президент этой организации азербайджанец Азай Гулиев, выступая на заседании бюро ПА ОБСЕ, изрек весьма бредовую фразу, которая в полной мере характеризует интеллектуальный уровень (еще точнее – его отсутствие) руководства Азербайджана и степень его ненависти к Арцаху. «Организация подобных визитов мешает переговорному процессу по разрешению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, пропагандирует сепаратизм и оккупацию», - сказал Гулиев, комментируя недавние визиты делегаций НКР в США и Францию. Разумеется, он был не оригинален, ибо и до него подобную политическую ересь несли многие представители и президентской администрации, и МИДа, обладающие… нет, не когнитивными способностями, а более-менее развитым артикулярным аппаратом.
Нам не раз уже приходилось указывать на нелепость азербайджанского утверждения о том, что зарубежные визиты официальных представителей Арцаха наносят ущерб переговорному процессу. Во-первых, переговоров как таковых нет, и прежде всего, по вине Азербайджана, который своими нереалистичными, бескомпромиссными требованиями завел миротворческий процесс в тупик. Во-вторых, до какой же степени цинизма нужно дойти, чтобы считать, что зарубежные поездки представителей НКР наносят переговорам больший ущерб, чем вооруженные провокации, нарушения режима перемирия и апрельская война 2016 года, авторство которых принадлежит Азербайджану и никем, кроме него самого и Турции, не оспаривается?
Теперь что касается обвинения в сепаратизме, который официальный Баку не перестает повторять, словно шаман свое заклинание. Гулиеву и его патронам для начала не мешало бы знать, что сепаратизм, предполагающий сецессию от того или иного государства, сам по себе не плох и основывается на праве народов на самоопределение. Он тем более оправдан, если обоснован грубейшим нарушением прав человека и национальных меньшинств, в чем власти Азербайджана весьма и весьма преуспели. Однако в случае с Нагорным
Карабахом ссылка на сепаратизм, мягко говоря, просто некорректна, так как Карабах никогда (!!!) не был частью Азербайджана, тем более независимого. Нагорно-Карабахская автономная область как государственное образование входило в состав Аз. ССР, которая, в свою очередь, входила в состав Советского Союза. Эдакая государственная матрешка, которая в декабре 1991-го в связи с крахом СССР распалась на самостоятельные части. Если можно так выразиться, нынешняя Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика – продукты распада СССР, и если, по мнению Баку, термин «сепаратизм» приемлем для Арцаха, то ровно в той же степени он приемлем и в отношении Азербайджана, также отделившегося от Советского Союза.
Просто диву даешься твердолобости официального Баку, не желающего понять и принять очевидное – возврата в прошлое не будет. Что процесс поступательного развития Республики Арцах как независимого государства и ее интеграции в международное сообщество необратим, что эти тенденции уж тем более не зависят от воли Азербайджана. Между тем уяснить данную аксиоматичную истину режиму Алиева следовало бы давно, чтобы зря не тратить усилий на препятствование внешнеполитическим связям Республики Арцах. Ведь сколько уже дипломатических оплеух, подобных вашингтонской и парижской, официальный Баку схлопотал, но все еще продолжает наступать на те же грабли, позволяет себе претензии на чужую компетенцию, требуя у суверенных государств запретов на въезд представителей Арцаха в эти страны. А ведь, казалось, печального опыта, который, по словам Пушкина – «сын ошибок трудных», у Азербайджана на данном поприще более чем достаточно, чтобы, наконец, перестать ублажать себя несбыточными надеждами.
Леонид МАРТИРОСЯН,
главный редактор газеты «Азат Арцах»