Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

21:15
Минобрнауки: Образовательная система Армении нуждается во внедрении более хороших программ
21:00
Рубен Варданян: «Атмосфера полностью изменилась, молодежь улыбается»
20:45
Президент Армении Армен Саркисян: Тбилиси для меня особенный город
20:30
Глава Минздрава Армении предложил министру образования вдвое увеличить число целевых мест в ординатуре
20:15
Тарон Маргарян: Я не собираюсь подавать в отставку
20:00
Первый слой блока безопасности закрыт
19:45
Обвиняемый по делу «Зимней вишни» чиновник МЧС написал рапорт об отставке
19:30
В Солсбери возобновил работу торговый центр, закрытый после инцидента со Скрипалями
19:15
Эксперт заявил о необходимости перезагрузки отношений Армении и Грузии
19:00
В Лоне снова все неспокойно. «Кавказское трио» Рустама Ибрагимбекова возбудило патриотов и толерантов
18:45
Меган Маркл полгода будет учиться этикету по требованию Елизаветы II
18:30
В Эстонии загорелся центральный полигон
18:15
Лариса Алавердян дала ряд советов новому правительству
18:00
Ложь генерального прокурора о политзаключенных
17:45
Опрос: Какие привычки американцев влияют на их успешную жизнь
17:30
«Яндекс» объявили помощником пиратов
17:15
Трюдо заявил Трампу о своей обеспокоенности расследованием касательно импорта автомобилей
Все новости
» » » Императив общественного заказа: как не оставить Баку никакого выхода из тупика

Императив общественного заказа: как не оставить Баку никакого выхода из тупика

Категория: Новости / Новости
3 377
0
Императив общественного заказа: как не оставить Баку никакого выхода из тупика

В Армении предметом неожиданных обсуждений или дискуссий стала Арцахская проблема, поводом для чего послужили заявления Никола Пашиняна, сделанные в Степанакерте – о необходимости вовлечения Арцаха как полноценной стороны переговорного процесса, а также и о том, что Армения является стороной конфликта. Конечно, эта дискуссия в настоящее время проходит, казалось бы, скорее между тремя бывшими – двумя бывшими президентами Левоном Тер-Петросяном и Робертом Кочаряном, и бывшим министром обороны Вигеном Саргсяном. Эта дискуссия, в настоящее время будучи на политическую тематику, в своей мотивационной основе имеет скорее проблему личных отношений, нежели непосредственно политическую. Следовательно, есть задача – переместить данный вопрос в полноценное политическое русло, потому что это необходимо для большего усиления позиций Армении в переговорном процессе, а также для того, чтобы внутренние реформации в Армении с максимальной эффективностью послужили обеспечению интересов и безопасности страны.

Следовательно, важно, чтобы дискуссия разворачивалась в рамках логики уже новой Армении, следовательно – с участием новых акторов и подходов, с новой философией. На протяжении долгих лет в Армении проблема Арцаха не была предметом концептуальной дискуссии, но не по причине того, что был общенациональный консенсус вокруг максимально эффективного варианта или концепции, а потому что к данному вопросу несколько лиц, участвующих в этом по должности, походили с данному вопросу с убежденностью в том, что только они владеют ситуацией и адекватно к нему относятся, а остальные несведущи в этом, и, следовательно, данная проблема им «не по зубам». Например, тот же Левон Тер-Петросян в свое время говорил, что в Арцахской проблеме компетентно осведомлены 5-6 человек. Причем, нет сомнений, что об этом не во всеуслышание, но того же мнение придерживались и двое последующих президентов. Если речь идет о переговорных подробностях, то, конечно, это неоспоримо. Но в Арцахской проблеме не может все быть построено только лишь вокруг переговорного процесса. Наоборот, в переговорном процессе должна отражаться внутренняя специализированная, политическая, академическая дискуссия Армении – вокруг различных концепций или хотя бы одной-единственной концепции.

В Армении возникла ситуация, когда несколько человек по должности занимались арцахским процессом, а обществам Армении и Арцаха была отведена роль наблюдателя. Конечно, вовсе не нужно предполагать, что картина была совершенно иной, если бы общество участвовало в переговорах наряду с чиновниками. Проблема, однако в том, что должен быть сформирован долгосрочный общественный заказ в Арцахской проблеме, а переговорщики – по должности, на себе должны нести ответственность за этот заказ, и этим они станут не слабее, а сильнее как за столом переговоров, так и на передовой. Именно эта взаимосвязанная сила должна помочь Армении принудить Азербайджан к режиму мира. В настоящее время ситуация почти наполовину такова, когда исполнительная власть Армении обладает большой общественной легитимностью. Но есть и необходимость сформулировать конкретные отраслевые политические заказы – по нескольким ключевым направлениям государственной безопасности и развития, одним из которых является вопрос Арцаха. И здесь политические обсуждения, вне личных мотивов и «разборок», давно являются востребованным императивом для формирования здравого и весомого общественного заказа. В данном случае проблемам вовсе не в поле теоретической политики или политологии, а в генерации весьма конкретного переговорного ресурса. А для этого необходимо, чтобы вопрос как таковой находился в не рамках полномочий ограниченного числа лиц, а в активном обозрении общественно-политических и экспертных кругов, на основе чего и будет сформирована новая концепция Армении в новой ситуации.

Причем, новая ситуация возникла вовсе не с апреля 2018 года. Новая ситуация возникла после апреля 2016 года, когда армянская армия, усмирив агрессию Азербайджана, в то же время «очистила» процесс урегулирования от следов предыдущих дипломатических ошибок, пробелов, промахов и армянской дипломатии дала возможность открыть новую страницу. Однако на протяжении двух лет эта возможность не использовалась эффективным образом, более того – как за последние два десятилетия была растрачена первая победа, так и за последние два года, в сущности, в процессе растрачивания была и фактическая победа в Апрельской войне, служа только внутривластным интересам. Апрель и май 2018 года в этом смысле являются возможностью предотвратить этот процесс растрачивания и выстраивать дипломатию на фундаменте победы. Кстати, неслучайно, что после заявления Пашиняна министр обороны Азербайджана заявил, что они готовы к широкомасштабной войне. Баку прибегает к шантажу, что означает, что почувствовал дипломатическую опасность. Эта опасность для Баку, конечно, заключена не непосредственно в заявлениях, сделанных в Степанакерте, а в том источнике легитимности, которым обладают эти заявления.

Неслучайно, что Азербайджан ожидал интенсивных переговоров после апрельских внутриполитических перестановок в Армении. дело в том, что эти ожидаемые перестановки в этом смысле с точки зрения общественной легитимности еще больше бы ослабили Армению, чем Азербайджан и надеялся воспользоваться своими «интенсивными переговорами». В данном случае проблема в том, что эта надежда не оправдалась, и Азербайджан в настоящее время вынужден прибегать к военному шантажу, с другой же стороны, однако, прекрасно представляя, что после Апрельской войны баланс не только не склонился в сторону Азербайджана, но и существенно восстановился как в военно-техническом, так и в военно-политическом смысле. А после апреля 2018 года и вовсе существенно нарушился в цивилизационном смысле, еще больше усугубив тот тупик, в котором оказался Баку. В настоящее время от Армении всего лишь требуется умножить военно-политическую бдительность и динамику политических реформаций, чтобы не оставить Баку никакого – ни дипломатического, ни военного выхода из этого тупика.


Арам Аматуни

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии