Армяне Мира > Новости > ПАМЯТЬ СОХРАНЯТ ЭМОЦИИ И НАГРУЗКИ

ПАМЯТЬ СОХРАНЯТ ЭМОЦИИ И НАГРУЗКИ

Интервью с директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, членом-корреспондентом Российской академии наук Павлом БАЛАБАНОМ.

ПАМЯТЬ СОХРАНЯТ ЭМОЦИИ И НАГРУЗКИ


- Г-н Балабан, ваш доклад на семинаре "Информационный потенциал биологических объектов", проведенном в Институте физиологии Национальной академии наук Армении, был посвящен проблемам памяти. Это основное направление ваших исследований?

- Наш Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук занимается проблемами памяти уже много десятилетий. Это направление исследований было задано выдающимся русским ученым Иваном Петровичем Павловым и его учениками, среди которых был и Эзрас Асратович Асратян - основатель и первый директор нашего института, то есть с полным на то основанием мы считаем себя прямыми наследниками Павлова. Нынешний семинар в Ереване посвящен памяти братьев Орбели, из которых непосредственное отношение к тематике семинара имел Леон Абгарович Орбели, один из создателей эволюционной физиологии. Однако, будучи врачом, он преимущественно занимался вопросами практической медицины. Что же касается наших исследований, то они носят чисто фундаментальный характер, мы изучаем молекулярные механизмы памяти и возможности ее регуляции.

- Память связана только с умственной деятельностью или она оказывает влияние и на работу других систем организма?

- Известно, что функционирование всех систем человеческого организма, как, впрочем, и других живых существ, имеющих нервную систему, связано с памятью, чем и обусловлена особая актуальность этих исследований. Проблемой памяти ученые занимаются еще с прошлого века, все понимают, что память есть, понимают, что это такое, но как работают механизмы памяти – эти вопросы изучены далеко не полностью. Определенное понимание каких-то процессов появилось в 2009 году, когда стало понятно, что память поддается регуляции, то есть можно что-то стереть, улучшить, ухудшить... И эта возможность, пусть пока скорее теоретическая, открывает огромные перспективы. Но многие вопросы все еще остаются невыясненными, и в плане изучения механизмов памяти предстоит еще большая исследовательская работа.

- Коррекция памяти направлена на психологический комфорт, на то, чтобы стереть тяжелые воспоминая, мешающие человеку нормально жить, как, например, это происходит при посттравматических расстройствах психики?

- Разумеется, коррекция памяти - это и медицинская проблема, но нас – физиологов интересуют именно механизмы хранения памяти. И когда мы научимся корректировать то, что хранится в памяти, станет понятно, как она образуется и как ее регулировать. До недавних пор самой большой проблемой было понять, как с помощью белков, живущих дни, максимум недели, можно организовать хранение памяти годами, десятилетиями, ведь белки разрушаются, а память остается. Но потом в процессе исследований был выявлен локальный механизм саморегуляции, способность белков воспроизводить себя на определенном участке нервной системы, в определенных нервных клетках. Оказалось, что белковые ферменты – молекулы, обладающие ферментативным действием и регулирующие работу других белков, - обладают уникальным свойством самовоспроизводства. Похоже, это один из очень интересных новых механизмов того, как возникает и хранится память.

- Память возникает в момент рождения человека?

- Она присутствует изначально и возникает каждый день, это способ адаптации организма к внешней среде. Динамической памятью обусловлены рефлексы, дыхание, вся система жизнеобеспечения. Эта память не реформируется, она необратима, если ее стереть, организм погибнет. А ассоциативная память, о которой, собственно, и идет речь, по определению обратима. Важно понять различия между развитием организма и памятью.

- Если память – механизм приспособления к окружающей среде, то у младенца, который полностью находится под опекой матери, память эту функцию не выполняет…

- Память работает в том смысле, что ребенок – это продукт внешней среды, в том числе и матери. В возрасте примерно от 4 до 7 лет заканчивается формирование основных связей между структурами мозга, и при этом неработающие связи отмирают, у детей снижается количество нервных клеток, потому что при рождении их больше, чем нужно, и остаются только действующие, востребованные. Это подтверждено экспериментально.

- А что происходит при болезни Альцгеймера?

- При этом заболевании механизмы не страдают, страдает формирование новой памяти. Помнят то, что происходило 10 лет назад, а то, что было 10 минут назад, не помнят. Поэтому есть очень большой интерес именно к новой памяти, которая добавляется к тому, чем уже располагает организм. Болезнью Альцгеймера, как и вообще проблемой новой памяти, занимаются во всем мире, на эти исследования тратятся огромные деньги, но мы не знаем ни одного случая излечения от этого заболевания.

- Ваши исследования что-то дополнили в понимании этих процессов?

- Если говорить конкретно об исследованиях нашей лаборатории, то мы показали важный молекулярный механизм. Выяснилось, что белки памяти разрушает очень простая молекула оксида азота, которая присутствует во всех нервных клетках. При черепно-мозговой травме и других сильных воздействиях выделяется огромное количество молекул оксида азота, которые регулируют и кровеносную систему, но в мозге их функция очень активна, особенно в плане разрушения памяти.

- А эту молекулу можно как-то нейтрализовать?

- Можно и очень легко, но проблема в адресности, мы не можем обеспечить "точечный удар", если можно так выразиться. Задача науки - понять механизм адресного воздействия. Перспективы есть, то есть лет через 5-10, несомненно, появятся технологии, позволяющие воздействовать избирательно.

- Ваши исследования хотя и фундаментальные, наверное, не исключают какой-то практический результат…

- Когда мы будем точно знать, как формируется и изменяется память, то станет ясно, как происходит старческая деменция и как можно эти изменения компенсировать.

- А почему у практически здоровых школьников такая разная память? Одни понимают и запоминают с первого раза, а другие усваивают учебный материал тяжело, да и то не всегда…

- Это чистая биохимия. В принципе и в этом случае коррекция теоретически возможна, если знать механизм, знать, кому какие молекулы нужно добавить, ведь это индивидуальные проблемы. И если биохимию немного подкорректировать, человек будет нормально учиться. Такие вещества есть, но и они пока не действуют избирательно. Проблема в адресности, в том, чтобы получить доступ именно к тем сетям, которые ответственны за нужную форму памяти.

- Какие формы памяти существуют?

- Их очень много, например, сенсорная память – на образы, впечатления, моторная память – это наши навыки, что-то среднее между ними – долговременная память – связь сенсорной и моторной памяти, когда запоминается ситуация, в которой что-то произошло. Похоже, что мы забываем не конкретное событие, не образ, не впечатления, не запах, а теряется связь между ними – между ситуацией и сенсорным ключом. Вероятно, в преклонном возрасте теряется именно эта связь. Способы компенсации, несомненно, существуют, но их поиски потребуют еще лет 10.

- То есть в ближайшем будущем ожидать практических результатов не приходится?

- По крайней мере одна лаборатория с такой задачей не справится, нужен прорыв по всему фронту. Однако уже сформированы подходы к избирательному влиянию на функцию нервных клеток. В нашем институте реализуется большой проект по восстановлению зрения у слепых именно с помощью адресного воздействия на генетический аппарат клеток глаза. В этом случае можно восстановить светочувствительность.

- Память связана с наследственностью?

- Наследуется диапазон памяти, у разных людей он существенно отличается, но улучшить память можно всегда, в любом возрасте. У мозга есть огромные компенсаторные возможности. Даже если целая область мозга погибла, ее функции могут взять на себя соседние нейроны.

- Какие факторы влияют на память?

- Их очень много, в том числе и питание. Если оно неправильное, это может привести к биохимическим изменениям. Например, веганам, которые полностью исключают из рациона пищу животного происхождения, определенно не хватает незаменимых аминокислот, и это приводит к очень негативным последствиям - новая память не образуется, по крайней мере если такой диеты придерживаться долго.

- В жизни происходит очень много событий, чем объяснить, что некоторые из них забываются, а другие, казалось бы, незначительные эпизоды, запоминаются на всю жизнь?

- Очень важен эмоциональный фон, на котором происходили те или иные события. Эмоции – закрепитель памяти. Мы проводили эксперименты на животных и биохимически отключали эмоции. Новая память не образовывалась. Если у нас отключить эмоции, мы все забудем.

- Понятно, что вы занимаетесь фундаментальными исследованиями, и все-таки вы могли бы дать какие-то рекомендации по сохранению памяти?

- Необходимы умственные нагрузки, особенно после 80 лет. Надо учить стихи, узнавать что-то новое, пытаться учиться, кстати, способности к учебе с возрастом не снижаются, побольше общаться, и, как я уже говорил, очень важны эмоции и яркие впечатления. Мозг - это орган, его надо постоянно тренировать так же, как мышцы.


Гаянэ САРМАКЕШЯН



Вернуться назад