Армяне Мира > Новости > Армения осталась союзником России и стала партнером Евросоюза

Армения осталась союзником России и стала партнером Евросоюза

Армения осталась союзником России и стала партнером Евросоюза

24 ноября в Брюсселе во время саммита стран «Восточного партнерства» Армения подписала с ЕС «Соглашение о всестороннем и расширенном партнерстве»/ Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement – CEPA. Таким образом, Ереван стал первым членом ЕАЭС и ОДКБ, который в рамках программы «Восточное партнерство» подписал такой документ с Брюсселем.

Следует отметить, что за день до подписания соглашения свою позицию высказала и Москва. В ходе брифинга официального представителя МИД РФ Марии Захаровой ей был задан вопрос: «Как МИД России оценивает грядущее подписание соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армении со странами Евросоюза на саммите «Восточного партнерства»? Что означает эта ассоциация Армении с ЕС для российско-армянских связей?» Ответ был таким: «Мы развиваем наши отношения с государствами, в частности с Арменией, делая это на взаимовыгодной основе и при этом понимая, что у каждой страны есть свои внешнеполитические интересы, цели, задачи. Уважительно к этому относимся. Мы провели большой комплекс внешнеполитических мероприятий на направлении нашего взаимодействия с Ереваном. Вы видели, прошел целый блок переговоров на самом высоком уровне, на уровне глав внешнеполитических ведомств, были открыты соответствующие экспозиции, сделаны заявления. При этом каждое государство имеет свои внешнеполитические мероприятия, соответствующие концепции развития собственных внешнеполитических доктрин».

Еще раньше, в начале июля член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая, комментируя возможное соглашение между Арменией и ЕС, заявила, что ЕЭК по рабочим каналам информирована о содержании планируемого к подписанию договора между ЕС и Арменией: «Договор не затрагивает компетенции ЕАЭС, поэтому здесь нет необходимости консультаций или согласований. Это суверенное право Армении. По рабочим каналам мы, конечно, знаем о содержании этого договора, и оно не вызывает у нас какого-либо беспокойства». Т. Валовая также обратила внимание на то, что Армения – отнюдь не первая страна в ЕАЭС, которая заключает рамочное соглашение с ЕС (во многом схожий договор есть у Казахстана, возможно, новый договор подпишет и Кыргызстан).

Попытаемся ответить на вопрос, что именно в общеполитическом аспекте дало Армении соглашение СЕРА с ЕС? Республика осталась в зоне военно-политического и экономического влияния России, что обеспечивает довольно высокий уровень ее безопасности по нынешним неспокойным временам в мире. Вместе с тем она стала партнером Брюсселя достаточно высокого уровня, притом что в соглашении нет ни слова об ассоциации, интеграции и тем более членстве в ЕС.

Некоторые эксперты в Армении и России ошибочно трактуют это соглашение как ассоциативное и интеграционное. Ведущие и участники некоторых популярных ток-шоу на российских федеральных каналах позволили себе некоторые фривольные сравнения, а пошловатые образы «гулящих жён» вызвали негативный резонанс в Белоруссии и Армении (не только в соцсетях, но в официальных СМИ). По мнению многих армянских наблюдателей, вопрос о подписании документа с Брюсселем согласовывался в 2016-2017 гг. между Ереваном и Москвой на высшем уровне, что делает возможные спекуляции на этот счёт прерогативой лиц, стремящихся к личному пиару, либо же склонных обслуживать чьи-либо групповые интересы.

Конечно, лучше сказать нечто запоминающееся (не думая о последствиях), предпочитая не заморачиваться статистикой и политико-экономическими нюансами, не говоря уж о том, чтобы ознакомиться с текстом соглашения, имеющего (за исключением требования, без указания сроков, закрыть Армянскую АЭС) в целом достаточно общий характер. В реальности в вопросе внешней торговли с ЕС оно мало что дало Еревану (да и могло ли быть иначе, учитывая членство Армении в ЕАЭС)? В торговле с европейскими странами Армения по-прежнему будет пользоваться «генеральной системой преференций» (GSP+), но в отличие от Грузии, Молдовы и Украины не будет входить в «зону свободной торговли» с ЕС. Применительно к карабахскому вопросу в тексте соглашения имеются приемлемые для армянской стороны формулировки. Наконец, подписание Ереваном вышеупомянутого соглашения СЕРА со стороны значительной части как экспертов, так и политической элиты, а также контрэлиты были охарактеризованы как пример конструктивного взаимодействия как с союзной Москвой, так и с Брюсселем.

По мнению одного из ведущих российских экспертов по региону Большого Кавказа Сергея Маркедонова, «в свое время срыв соглашения об ассоциации Армении с ЕС стал предвестником будущей украинской бури. Сейчас похожий документ был подписан. Конечно, было бы наивно видеть в этом признак нормализации отношений России и ЕС на постсоветском пространстве, но символически этот факт все равно важен. Произошел отказ от жесткого принципа "или – или", сделан шаг в направлении другого подхода – "и – и"».

В ходе вышеупомянутого саммита «Восточного партнерства» Киев попытался протащить в декларацию саммита антироссийские тезисы. Однако присутствие в составе форума двух союзников Москвы в лице Армении и Беларуси, а также Азербайджана с его сбалансированным внешнеполитическим курсом не позволили украинской делегации пролоббировать свои интересы в нужном объеме. На это обстоятельство, в частности, обратил внимание глава МИД РФ Сергей Лавров: «В том, что в итоговой декларации, несмотря на желание некоторых участников саммита, не содержится потусторонних вещей, не касающихся непосредственно отношений фокусных государств с ЕС, мы видим большую роль, в том числе Белоруссии, которая не позволила сделать этот процесс политизированным, идеологизированным и которая видит в нем свой коренной интерес развивать нормальные отношения с западными европейцами. Мне кажется, здесь у нас не проглядывалось никаких разночтений… У нас нет никаких сомнений и подозрений в отношении Белоруссии, Армении и Азербайджана. Мы, конечно же, видим, как ведут себя наши украинские, молдавские и грузинские коллеги. Но повторю еще раз, им не удается и, уверен, что не удастся перевести всю схему «Восточного партнерства» в антироссийское русло».

В целом на саммите «Восточного партнерства» страны ЕС старались проявить сдержанность в отношении России. Глава Совета ЕС Дональд Туск на итоговой пресс-конференции саммита «Восточного партнерства» заверил, что эта программа не направлена против РФ и не имеет целью ни политическое, ни экономическое противостояние с Москвой. Правда, цена этим заверениям невысока. Что лишний раз подтвердила премьер-министр уходящей из ЕС Великобритании Тереза Мэй, заявившая: «Мы должны сохранять бдительность в отношении действий таких враждебных государств, как Россия, которые угрожают потенциальному росту восточноевропейского региона и пытаются разрушить нашу коллективную силу».

Во время саммита Украина, Азербайджан, Молдова и Грузия пытались добиться того, чтобы в итоговой декларации было указано, что конфликты, имеющиеся в их международно признанных границах, должны быть решены только на основе принципа территориальной целостности. Однако Ереван выступил против такой формулировки, предполагающей решение всех конфликтов под одну «общую гребёнку», и предложил внести в итоговый документ по каждому конфликту отдельный пункт. В итоге было принято компромиссное предложение: в декларацию записали стандартную формулировку о том, что конфликты должны быть урегулированы на основе международного права, то есть по сравнению с Рижской декларацией 2015 года соответствующий раздел существенно изменился. Для Армении это более чем приемлемый вариант, т.к. ЕС в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта поддерживает Минскую группу ОБСЕ и принципы международного права: территориальной целостности, права наций на самоопределение и неприменение силы / угрозы применения силы.

Киев и его партнеры по ГУАМ взяли у Армении своеобразный пропагандистский реванш на 50-й Генеральной ассамблее Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), проходившей 28-30 ноября в украинской столице (Россию туда, само собой, не пригласили). «…Мы стали очевидцами беспрецедентного явления, – говорится в официальном заявлении армянской делегации. – Перед открытием юбилейного заседания, когда члены делегации ждали около часа, выяснилось, что руководители всех делегаций по инициативе генсека ПАЧЭС и главы делегации Украины уединились и что-то обсуждают. На это обсуждение не пригласили руководителя делегации Армении. Характеризуем это как оскорбление не только в отношении армянской делегации, но и всей организации». В знак протеста армянская делегация покинула зал заседаний и заявила, что «такое поведение является неприемлемым для любой парламентской ассамблеи».

В представительстве делегации сообщили, что в результате обсуждения было внесено изменение в текст декларации относительно имеющихся в регионе конфликтов, что сильно возмутило Армению. В итоговой декларации сессии, принятой с поправкой Украины (по некоторым сведениям, её подготовил спикер Верховной рады А. Парубий), в частности, было сказано: «Мы глубоко обеспокоены продолжающимися конфликтами в регионе организации ЧЭС, которые подрывают мир, безопасность и сотрудничество на региональном и глобальном уровнях, негативно влияют на социальную стабильность и препятствуют экономическому развитию государств-членов. Мы считаем, что эти конфликты должны быть разрешены на основе полного уважения территориальной целостности, независимости и суверенитета государств – членов ЧЭС, и заявляем, что необходимо способствовать восстановлению территориальной целостности государств ЧЭС, признанных международными организациями, такими как ООН, ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы и Европейский парламент, в качестве незаконно аннексированных».

В тексте декларации нет указания на один из важнейших принципов международного права – права наций/народов на самоопределение, что абсолютно неприемлемо для Армении.

Ряд украинских политиков сделали заявления, суть которых сводилась к тому, что армянская делегация якобы покинула сессию ПАЧЭС под давлением России, либо даже выполняла ее роль. Обоснованно отреагировал на скандал в Киеве российский МИД, вполне резонно заявив, что «Украина не справляется с обязанностями председателя ПАЧЭС».

Можно констатировать, что Киев сознательно идет на ухудшение двусторонних армяно-украинских отношений. Впрочем, и до этого они были очень непростыми. В частности, в ответ на голосование Еревана на Генеральной Ассамблее ООН в 2014 году, по сути, признававшим за народом Крыма права на самоопределение, Киев понизил уровень своего дипломатического представительства в Армении. Кроме того, в апреле 2016 года во время эскалации напряженности в Нагорном Карабахе Украина, не пожелав держать нейтралитет, наряду с Турцией открыто поддержала Азербайджан.

Таким образом, став партнером старой Европы, Армения имеет достаточно непростые отношения с другими странами «Восточного партнерства» из числа членов ГУАМ, которые демонстрируют «европейские устремления». И если с Грузией ведется постоянный и конструктивный диалог, то ситуация с Украиной не предвещает ничего хорошего.


Саркис МАРТИРОСЯН



Вернуться назад