Армяне Мира > Новости > Зачем людям нужно государство - стоит ли обсуждать этот вопрос?

Зачем людям нужно государство - стоит ли обсуждать этот вопрос?

Зачем людям нужно государство - стоит ли обсуждать этот вопрос?

В последнее время, в связи с появлением в политике властей Армении неоднозначно воспринятой идеи "нация-государство", в общественных дискуссиях все чаще возникает вопрос: в чем смысл армянского государства? По этому поводу мнения делятся: многие усматривают смысл государства в том, чтобы обеспечить для его граждан условия свободы и равенства. Другие считают, что главными функциями государства являются обеспечение безопасности народа и условий для его социо-культурного развития.

При этом, можно заметить, что указанные подходы противопоставляются друг другу. И делается это по простой причине: по-разному видится сам смысл жизни личности (индивида) и общности. На самом деле противопоставление этих смыслов ничем не обосновано: об этом свидетельствует сам феномен государства, олицетворяющего собой ограниченное по всем параметрам понятие. Если и можно что-то противопоставлять, так это государственный порядок и порядок межгосударственный (международный). Поверхностное понимание этого обстоятельства и порождает бессмысленные споры о сути государства.

Народ Армении в свое время заявил о намерении строить правовое государство. Соответственно, нынешние споры идут в плоскости проблем правового государства. И не случайно можно встретиться с мнением о том, что в существовании государства нет смысла, если оно не обеспечивает своим гражданам условия для свободы и равенства. В обстоятельствах, когда в стране отсутствует правопорядок, и вместо него укоренился криминально-олигархический строй, такое мнение, на первый взгляд, может показаться убедительным. Но, лишь на первый взгляд - на самом деле смысл и функции государства намного шире. Ибо граждане страны имеют дело не только со своим национальным режимом, но и с остальным миром.

И если внутри страны существуют законные претензии на установление правопорядка, равноправия и социальной справедливости, то за пределами страны существуют совсем иные проблемы. Проблемы, нерешенность которых зачастую и является причиной национальных неурядиц внутри страны.

Сразу же отметим, что если внутригосударственный порядок выстроен на всеобщем договоре граждан о равных правах и равной ответственности (конституции), то международный порядок зиждется на принципе неравенства, по конструкции своей практически повторяющий суть криминальных структур. То есть, международный порядок основан на разделе сфер влияния при условии признания объективных потенциалов государств.

"Священными" понятиями международных отношений являются национальные интересы, баланс сил и международное право. Здесь признаны и узаконены права государств на применение силы в защиту своих границ и суверенитета. Узаконены также такие понятия, как санкции против нарушителей договоров. Бесконечные попытки создать либеральный порядок в международных отношениях до сих пор проявили свою тщетность. Жить в условиях равной свободы - слишком большая роскошь. Для этого надо делать непосильные усилия и знать, куда вкладывать энергию.

Именно в описанных условиях народы создают свои национальные государства. И именно весь описанный комплекс проблем предстоит решить строящим свои государство народам, встретившись с понятием международная роль своего государства в системе баланса сил. А на этом поприще существуют и другие, не менее сложные проблемы, неосознанность которых приводит не только к неудачам, но и к развалу обществ и государств.

Основным комплексом указанных проблем являются психологические проблемы глубинного характера, которые зачастую лишают народы способностей к пониманию мира и себя. Неспособность осознать суть этих проблем лишает тот или иной народ всякого шанса на успех в деле формирования национального государства.

Коротко охарактеризуем одну из важнейших психологических проблем, с которой сталкиваются этнические сообщества, поставившие задачу построения правового государства. Люди чаще всего не осознают, почему они являются членами того или иного этнического сообщества. Но когда они ставят перед собой цель строительства государства, то осознают, что делают это для того, чтобы совместными усилиями обеспечить своею защищенность и условия для достойного существования. Но почему именно в рамках данного сообщества они ставят цель строить государство - не всегда воспринимают рационально. Что их объединяет? Зачастую, цель объединения приобретает мистический смысл, определяя многосложный мир совместного существования.

Люди должны видеть особую ценность своего объединения, чтобы взвалить на свои плечи груз строительства национального государства. Ведь это государство, кроме строительства, надо еще и защищать ценою своей жизни (по принятому государственному закону). Потому, помимо совместной деятельности по строительству государства, в любом сообществе всегда проводится деятельность по защите объединяющей людей идеи. Эти два вида деятельности формируют поведение общности и характер его активности. Здесь и возникает ключевая психологическая проблема.

Можно смело утверждать, что зачастую деятельность по защите объединяющей идеи сообщества и совместная деятельность людей по достижению цели строительства государства противоречат друг другу. Противоречат не объективно, а вследствие неосознанности этих проблем. Отсюда и периодическое укоренение во многих сообществах ложной идеологической дилеммы "либерализм-национализм". На самом деле, необходимо лишь разделить идеи этнического объединения от механизмов правового упорядочения совместной жизни.

Сделать это не совсем легко. Порою, разные поколения одного и того же народа приобретают и теряют такие способности. Чего стоит поучительная история падения и взлета хотя бы таких народов, как немцы и японцы. Поступательное движение к более высокой степени организации внутринационального (правового) порядка всегда сопряжено с сильными внутренними противостояниями и трансформациями. Этническое сообщество проходит долгий путь деструкций и потерь, пока со временем приобретает иной механизм объединения - гражданское сознание (гражданскую ментальность). Это происходит путем периодических философских выборов всего сообщества в кризисных ситуациях.


Манвел Саркисян



Вернуться назад