Армяне Мира > Новости > Родился в Армении - и уже должен 2300 долларов!

Родился в Армении - и уже должен 2300 долларов!

Правительству Карена Карапетяна удалось в прошлом году удержать стабильность макроэкономической среды, без чего, что бы ты ни делал и тем более ни декларировал на микроуровне, говорить о привлечении инвестиций совершенно бессмысленно. Однако тема государственного долга продолжает оставаться одной из наиболее опасных угроз для нашей экономической и национальной безопасности...

Родился в Армении - и уже должен 2300 долларов!


ПО ДАННЫМ НАЦСТАТСЛУЖБЫ РА, СОВОКУПНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ АРМЕНИИ на конец 2017 года составил $6 млрд 774,6 млн, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 14,1%. Соответственно внешний госдолг в этой сумме составил почти $5 млрд 495 млн, увеличившись на 14,3% (или на $696,6 млн). За январь этого года совокупный госдолг страны достиг $6 млрд 898 млн, увеличившись за месяц еще на $123,5 млн. Соответственно внешний госдолг составил $5 млрд 575,5 млн, увеличившись на $80,6 млн. Таким образом, в текущем году государственный долг Армении, скорее всего, легко перейдет важный психологический порог в $7 млрд: собственно до него остается всего ничего - $102 млн. Внешний же долг стремится к отметке $6 млрд, а это уже почти 60% ВВП страны.

Истоки ситуации, в которую попала Армения, лежат в 2013-2016 гг., когда страна оказалась в зоне идущего извне негативного шока, в результате чего к концу этого периода показатель долга правительства к ВВП РА увеличился аж на 13%. Пожалуй, согласимся с тем, что наращивание госдолга в сложившихся условиях было неизбежным шагом, позволившим сохранить макроэкономическую устойчивость, выдержав самый трудный стресс-тест 2015 года, когда рушились сырьевые рынки, резко упали мировые цены на цветные металлы, от которых Армения продолжает сильно зависеть. Тем не менее увеличение долгов не дало нашей стране присоединиться к таким странам, как Украина и Мозамбик, где произошел дефолт, или к России и Бразилии, ушедших в рецессию.

ТУТ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ДВА ВАЖНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Правительство, набирая долги, все же несколько сместило их источники, по возможности больше увеличивая внутренние, а не внешние обязательства. Так, по состоянию на конец 2017 года внутренний долг Армении составил почти $1 млрд 280 млн, увеличившись за год более чем на $143 млн. Только за первый месяц текущего года к нему прибавились еще $42,8 млн. Таким образом, внутренний долг страны, который считается в плане угрозы дефолта намного более предпочтительным перед внешними обязательствами, в общем объеме госдолга достиг $1 млрд 322,6 млн.

И во-вторых, властям следует серьезно задуматься об обслуживании внешнего долга, поскольку, дойди он до уже отмечавшихся 60% ВВП, на госбюджет ляжет тяжелое бремя. Все увеличивающиеся суммы госбюджета на обслуживание долга будут отнимать деньги у других сфер - прежде всего социальной. И для такой страны, как Армения, этот порог лучше бы избежать, поскольку мы не можем сравниваться с такими странами и их объединениями, как Япония (госдолг составляет 224% ВВП!), еврозона (104% ВВП) или США (98% ВВП). Для этих развитых экономик такое соотношение госдолга к ВВП в отличие от нас может оказаться вполне приемлемым, хотя, с другой стороны, в тех же США, чей госдолг составляет примерно $20 трлн, многие государственные деятели, в том числе глава национальной разведки, уже бьют тревогу в связи с тем, что такое долговое бремя угрожает экономической и национальной безопасности страны. Наши 60% долга к ВВП, можно сказать, для нас представляют не меньшую опасность, чем 100% для США или Европы.

По словам министра финансов РА Вардана Арамяна, мы не можем все время брать в долг и финансировать текущие расходы, повышая соотношение госдолга к ВВП. "По этой причине возникла необходимость постепенно стабилизировать ситуацию и снизить этот показатель с тем, чтобы расходы на обслуживание нашего долга в общих расходах в какой-то момент остановились и далее снизились", - говорит он. Г-н Арамян рассчитывает на высокие темпы экономического роста, которые позволят уже в этом году снизить уровень госдолга к ВВП на целый процент.

МИНИСТР-ТО ГОВОРИТ, НО ЦИФРЫ ТОЖЕ "ИМЕЮТ ЯЗЫК", И ОНИ ПОКА ЧТО ГОВОРЯТ ОБРАТНОЕ. Так, согласно Стратегии по госдолгу на 2018-2020 гг., в текущем году на обслуживание долга планируется выделить "сатанинскую" сумму в размере $666 млн, в 2019 году - $710,7 млн, а в самом тяжелом в этом плане 2020 году этот показатель достигнет $1,37 млрд. Надо сказать, растущий госдолг и продолжающийся отток населения из страны уже привели к углублению удельной долговой нагрузки на душу населения до $2,3 тыс. с $2 тысяч годом ранее. В подобных условиях совершенно очевидно, что, если правительство не будет надлежащим образом управлять своим долговым бременем, всерьез и со всей ответственностью подходить к проблеме избыточного долга, то он может стать наиболее вероятной причиной, которая спровоцирует в стране новый кризис. Доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян уже и не скрывает практически неизбежное: "В данный момент перед страной стоит задача возврата ряда кредитов, и придется подумать об их реструктуризации".

В этом плане обращает на себя внимание одно немаловажное обстоятельство. В конечном итоге первоначальные бюджеты по целому ряду кредитных программ приходится пересматривать, значительно увеличивая расходные части. Так, уже известно, что программа строительства Вединского водохранилища и оросительных систем потребует на $22,2 млн больше средств, нежели планировалось изначально. Превышение расходов по отношению к первоначальной смете зафиксировано также по различным программам дорожного строительства. В частности, вдруг выяснилось, что строительные работы на участке автомагистрали М-6 Ванадзор-Алаверди-граница Грузии стоят... на $77 млн дороже, чем планировалось изначально. То есть только по двум указанным программам превышение расходов уже составляет $100 млн. Уже не считая строительства дороги Аргаванд-Ширак в рамках "Инвестиционной программы стабильного городского развития" и других кредитных проектов. Неплохо бы разобраться, кто это так планирует расходы, допуская их "раскачку" в десятки миллионов долларов США.

ИЗВЕСТНО, ЧТО НЕ ТАК ДАВНО АРМЕНИЯ ИЗМЕНИЛА ФИСКАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА и в целом нормативно-правовое поле, регулирующее государственный долг. Как тогда разъяснял министр финансов, если госдолг больше 40% ВВП, то заработает норма, согласно которой капитальные расходы должны превышать дефицит госбюджета. Собственно с учетом этого обстоятельства и сверстан госбюджет-2018. При превышении 50% требования к госбюджету еще более ужесточаются (устанавливаются ограничения на текущие расходы), а 60% будут означать еще и необходимость осуществления текущих расходов также и за счет собственных ресурсов, то есть текущие расходы увязываются с внутренними доходами, особенно с налоговыми поступлениями.

Из других новаций отметим следующую: если ранее допустимый порог госдолга в 60% устанавливался по отношению к ВВП за прошлый год, то по новым установкам он будет рассматриваться по отношению к ВВП за текущий год. Вместе с тем в случае форс-мажора (глобальное стихийное бедствие, война, экономический кризис) правительству будет позволено превышать 60%. Однако превысив этот порог, правительство по закону должно будет представить в НС РА программу, из которой будет видно, как кабинет планирует снижать уровень госдолга. И наконец, как сообщил глава департамента по управлению государственным долгом Минфина РА Аршалуйс Маргарян, в Армении собираются кардинально пересмотреть структуру госдолга, исключив из нее долг Центрального банка РА.

По мнению экономиста Атома Маргаряна, риски с обслуживанием госдолга страны могут возникнуть только в том случае, если правительство не сумеет обеспечивать ежегодный экономический рост на уровне 5% и больше и не справится с задачей плановых сборов налогов в казну государства. Ему вторит и заместитель начальника департамента по управлению государственным долгом Минфина РА Артак Марутян, который считает, что новые инициативы не развяжут руки правительству и Центробанку по привлечению новых кредитов, а следовательно, риск невелик. "Так как после превышения 60% порога сделки считались недействительными, то фактически правительство сталкивалось с законодательным табу на совершение любых долговых операций - как по привлечению новых заемных средств, так и по их погашению. Однако понятно, что страна скоро превысит порог госдолга в ВВП в 60%, а это означает, что правительство может тем самым приблизиться к состоянию технического дефолта, что гораздо хуже. Поэтому пересмотр планки становится необходимым решением", - заключил он.



Вернуться назад