
Прошлый год для Армении уже ознаменовался грандиозным спадом в переводах – на $0,52 млрд. Поэтому, для полной картины происходящего, сравнения проведем с «докризисным» 2014 годом.
За два года апрельские переводы сократились на $62,9 млн., или же на 37,6%. При этом по России спад составил 64,1 млн., или же 49,2%. То есть приток оттуда уменьшился почти в 2 раза. Если два года назад доля России в общей сумме переводов превышала 75%, то ныне она не достигает планки в 60%.
За два года официальный курс доллара США у нашего северного соседа укрепился почти в 1,9 раза. Сумма переводов из России, выраженная в долларах, в апреле сократилась в 2,0 раза. Отсюда ясно, что на динамике этих переводов сказался и курс доллара в России.
Проблемы с переводами вызвали вполне ожидаемые явления. Сокращение доходов семей (получателей переводов) привело к адекватному сокращению их расходов, в том числе на покупку товаров. Вследствие этого, с прошлого года в сфере розничной торговли отметился серьезный регресс. Объем розничного товарооборота стал сокращаться, сначала в сопоставимых, затем – в текущих ценах.
Для иллюстрации степени потенциального влияния переводов на динамику продажи товаров приведем простой расчет. Несмотря на спад в январе-апреле, сумма переводов (в пересчете на драмы) по отношению к объему розничного товарооборота составляла внушительную величину – около 54%. Естественно, спад в переводах сказывается не только в сфере розничной торговли, а имеет гораздо более широкий спектр негативных последствий.
Смбат Григорян