
-Поговорим о рукописях, утерянных в результате Геноцида армян. Каково их реальное количество? Упоминается цифра примерно в 30000.
Проблема в том, что филологи начали описывать и вести учет рукописей с 1880-ых. Известно о более 9 тысячах рукописей, которые точно находились в Западной Армении и были описаны в прессе или научной литературе, но пропали, и неизвестно, существуют ли они сейчас. Промежутка времени в 30- 35 лет (с 1880-1915), недостаточно для составления записей о них. В каждой церкви Западной Армении должна была быть одна рукописная книга, так что их количество может превышать 30 тысяч.
-Каково количество спасенных рукописей, и каким образом удалось их спасти?
Нам точно известно общее количество рукописей, которые были организованно перевезены в Матенадаран священнослужителями Эчмиадзина, в основном — архимандритом Оганесом Хьюсяном. Общее количество перевезенных им и отдельными беженцами рукописей, которые хранятся сегодня в Матенадаране, составляет 1730 единиц, это большая цифра в 31 тысяче сохранившихся рукописей. Спасенные рукописи в основном из Васпуракана, 103 — из Муша, в числе которых наша самая большая рукопись- знаменитые «Проповеди Муша».
-Матенадаран когда-либо обращался с заявкой в музеи Турции для проведения исследований?
-Нет. Не было повода и возможности для этого. Специалисты из Армянского патриархата в Константинополе собирают информацию из различных источников, но не имеют права вести диалог с государственными структурами. Как известно, в настоящее время между нашими странами нет дипломатических отношений, соответственно, исследования на данный момент невозможны.
Мы постоянно слышим сообщения о том, что архивы Турции открыты, в отличие от архивов Армении, но все это демагогия. Если мы поедем туда и потребуем показать имеющиеся у них рукописи на армянском, они ответят, что таких нет.
-Можем ли мы надеяться, что армянские рукописи сохранились?
Да, сохранились. Европейские специалисты рассказывали однажды, что видели их, более того, один ученый заявил, что видел рукопись в архиве Министерства внутренних дел в Анкаре.
Мне однажды предлагали следующую схему: из одного Турецкого города несколько ящиков с рукописями будет перевезено в какой-либо город Италии, я поеду туда из Еревана, увижу их, обговорю примерную цену с представителем продавца, после чего постараюсь найти у состоятельных людей нужную сумму для их покупки. Все это должно было быть совершено в тайне, они говорили, что рукописи просто брошены, никто с ними не работает. Они старались извлечь их этого выгоду. Я не знаю, что случилось потом, но совершить сделку не удалось.