Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

17:10
Азербайджанские ВС открыли огонь по армянским позициям на восточном участке границы — Минобороны
17:07
Музею «Мать-Армения» переданы личные вещи адмирала Исакова
17:02
Армения не является собственностью Никола Пашиняна – Мурад Папазян будет бороться за восстановление своих прав
16:59
Россия передала Армении тесты для выявления оспы обезьян
16:00
Спецпредставитель Турции побывал на армяно-турецкой границе
16:00
Экономика Армении продолжает свой уверенный рост - Керобян
16:00
Взрыв произошел во время проведения работ по разминированию на армяно-турецкой границе
16:00
Экс-главе Комитета по градостроительству Армении Ваагну Вермишяну стало плохо на суде, слушания пришлось прервать
14:10
Никол Пашинян отправился в отпуск
14:10
В Армении более 62 тысяч человек получили бустерную дозу
14:10
Замминистра экономики обсудил с послом Польши перспективы экономического сотрудничества
14:10
В Армении за неделю выявлено 965 случаев заражения коронавирусом
14:10
Анна Акопян задалась целью изгнать Пашиняна из власти – Эдгар Казарян
12:40
Отсутствие стратегии - проблема Армении №1
12:40
Тигран Абрамян: Власти пытаются вбить в головы людей – будьте спокойны, что нужно – сдадим, войны не будет
12:40
Минский часовой завод представил Президенту Армении проект часов по мотивам картин армянского живописца Мартироса Сарьяна
12:20
Маск опроверг сообщения СМИ о своем романе с женой сооснователя Google
Все новости
Армяне Мира » Новости » Новости от novostiNK » Судьбоносный выбор армян. Модернизация

Судьбоносный выбор армян. Модернизация

Категория: Новости / Новости от novostiNK
233
0
14 июля 2022, 09:00 - Новости -
Судьбоносный выбор армян. Модернизация

В предыдущей статье под этим заголовком я контурно описал первую опору судьбоносного выбора армян - их консолидацию. Реальность, в конце концов, всегда будет отличаться от наших проектов и представлений, но и в значительной степени будет развиваться именно в том направлении, вокруг которого мы сегодня попытаемся сформировать единый подход, а потом и применим, скоординировав усилия. Поэтому этой статьей я продолжаю цепочку, и сегодня буду говорить о второй опоре - модернизации.

Начиная с установления в Армении власти Арташесидов, затем принятием христианства и изобретением армянской письменности, Армения и армяне стали наиболее прогрессивной, образованной и творческой частью нашего региона, и, по крайней мере, до конца 14-го века, когда Армения окончательно оказалась под властью турецких племен, с каждым поколением созидали, их влияние простиралось от французского Прованса до индийской Калькутты.

Был ли это славный первопрестольный Ани, Татевский университет, блистающий своей научной мыслью, книга Богослова Нарекаци и множество других аспектов армянской мысли и духовности - приютившись в горах на протяжении веков, вцепившись в свою землю, народ находил в себе силы и талант обогащать человечество, излучать свет, просвещал и этим определил свое место в мировой истории.

Армяне, где бы они ни находились, продолжали делиться с остальным миром своими творческими идеями, даже после того, как Армения, как минимум, на четыре века погрузилась во тьму и рабство, осуществляемое турецкими племенами. Эти четыре века, однако, оставили тяжелый отпечаток на нашей Родине. На четыреста лет в стране остановилось градостроительство, строительство храмов, наука и искусство лишились своих благотворителей, политическое лидерство было уничтожено, творческий элемент был массово изгнан. Даже после завоевания Россией Восточной Армении потребовалось, как минимум, полвека, чтобы в результате консолидации армян и постепенного улучшения их условий жизни на Южном Кавказе они вновь обрели ведущие позиции в экономике, культурной сфере.

Этот процесс, с различными взлетами и падениями, продолжался до конца 20-го века. Таким образом, всего за 100 лет Армения вновь смогла стать лидером в научной, промышленной и культурной сферах на Южном Кавказе, продвигаясь намного вперед по сравнению со своими соседями, обладающими гораздо внушительными ресурсами.

Однако, является горькой иронией судьбы тот факт, что армянский народ, в течение 100 лет находящийся под российским господством и совершивший впечатляющий скачок в развитии, обретя независимость и оставаясь под руководством своих лидеров последующие три десятилетия, растратил все свои преимущества, стал наиболее слабым звеном на том же Южном Кавказе.

Нация, давшая миру десятки тысяч ученых и инженеров, проиграла своему полуварварскому соседу, в том числе, потому что им удалось технологически перевооружить и реорганизовать собственную армию, а армянская армия, вооружение и ведение оперативных действий, в значительной степени, остались на уровне прошлого века и полагались исключительно на модель управления.

Сегодняшнее пристанище Армении - странная, раздвоенная реальность: с одной стороны, в ее столице уже сформировался крупный технологический блок, интегрированный с мировыми ценностями и создающими для страны заметную дополнительную привлекательность, с другой стороны, большая часть областных центров, которые погружены в нищету и технологически остались в середине прошлого века.

С одной стороны, у нас есть частные школы, выпускники которых поступают в лучшие университеты мира, с другой стороны, у нас самый высокий уровень неграмотности в регионе.

С одной стороны, если возьмем территорию бывшего СССР, у нас самое большое количество научных изданий на душу населения, с другой стороны, подавляющее большинство общества не имеет никакого представления о научных разработках, создаваемых в стране, а численностью своих выпускников вузов, на душу населения, мы уступаем большинству стран СНГ.

Эта раздвоенность, как это ни парадоксально, имеет простое объяснение - дикий капитализм, правивший в нашей стране с первых лет независимости.
При диком капитализме инициативная (часто также агрессивная), обладающая ресурсами, активная часть общества устанавливает свое господство в стране, чтобы воспользоваться не только ее природными богатствами, но и образовательным, технологическим и культурным потенциалом. Со временем формируются две параллельные реальности, которые мы видим: привилегированное меньшинство, которое продолжает клонировать себя и, в конечном итоге, процветать, с одной стороны, и, лишенное образования, современных (прогрессивных) профессий большинство, с другой стороны, которое также последовательно воспроизводит себя, но уже все больше и больше в своей нищете и убогости. И это все - при новых экономических возможностях!

В каком-то смысле, стремительный взлет Никола Пашиняна к власти, всепрощение его различных грехов было запоздалой реакцией неимущих слоев нашего общества (которые сегодня составляют по меньшей мере 60-70% от общего числа всего населения) против дикого капитализма и их стойкая аллергия на всю эту ситуацию.

Однако, начатый Пашиняном проект модернизации изначально провален, поскольку его реализация осуществляется по ложному плану, неолиберальным рецептам, разработанным силами извне, которые контролируют эту власть половинчато и фрагментарно.
Власть Пашиняна на сегодняшний день может гордиться, пожалуй, только двумя своими достижениями: асфальтированием дорог республиканского и местного значения и определенным повышением эффективности налоговой системы. Эти два достижения добавили Пашиняну многочисленных сторонников, особенно в областях, где благоустроенная асфальтовая дорога была невиданной роскошью при прежних властях.

Вполне логично, что после ухода Пашиняна любая последующая власть встанет перед критическим, неотступным фактором модернизации государства, а она невозможна без изменения политико-экономической модели нашей страны и, благодаря использованию своих рычагов власти, значительного перераспределения общественных благ. Это потребует новый "общественный договор", по которому та часть общества, которая уже добилась успеха и имеет достаточный уровень благосостояния, добровольно начнет содействовать тем, кто все еще находится в бедности, с тем расчетом, чтобы в ближайшие 20 лет в Армении был преодолен порог бедности, чтобы подавляющее большинство населения проживало благополучно в населенных пунктах и могло воспользоваться всеми благами современного научно-образовательного и технологического прогрессов.

Если последующая власть после Никола Пашиняна сможет воплотить в жизнь этот “общественный договор”, то будет, как минимум, несколько важных направлений модернизации страны, где необходимо будет сконцентрировать не только общественные ресурсы, но и поступающие в Армению из-за рубежа различные средства. Первое и, пожалуй, самое критическое - это образование. Было отмечено, что несмотря на то, что Армения является наиболее развитой научно-технологической страной Южного Кавказа, она, в то же время, самая необразованная страна в регионе. И основная причина этого факта - образование доступно лишь меньшинству общества.

Сегодня в Армении только треть выпускников средних школ поступают в высшие учебные заведения, не все их заканчивают, и лишь одна четверть из этого числа получает технические специальности, которые являются конкурентоспособными в стране. В Армении в перспективе, на ближайшие 20 лет, число граждан с высшим образованием должно удвоиться, а число выпускников, имеющих технические специальности, как минимум, должно вырасти в три раза, в целом, качественный рост высшего образования населению Армении даст возможность для существенного скачка как в экономической конкурентоспособности, так и в развитии общества.

Такой прорыв требует огромных усилий. В Армении небольшая часть людей с высшим образованием – это, в области образования, скорее, вопрос спроса, нежели предложения. Бедность и наличие ограничений для получения качественного школьного образования у большинства подростков в стране не дают им возможность ни подготовиться к вузовским экзаменам, ни материальных ресурсов, ни ясного представления о том, как после окончания учебы можно монетизировать свои знания.

В результате, в значительной степени, образование остается привилегией для детей продвинутой части общества, и этот водораздел постепенно усугубляется. Поэтому, если мы хотим осуществить в Армении настоящую образовательную революцию, мы должны решить глубинные проблемы, обусловленные, в частности, бедностью:

- во всех крупных населенных пунктах (имеющих 1000 и более жителей) должны действовать детсады с государственным финансированием, образование детей должно начинаться с дошкольного возраста и быть бесплатным;

- в тех же населенных пунктах школы должны быть модернизированы, государство должно обеспечить не только бесплатное обучение, но и питание, форму и учебные принадлежности;

- в университетах бюджетные места должны быть увеличены в несколько раз, все государственные университеты должны создавать областные филиалы, государство должно субсидировать их работу;

- на территории страны повсюду должны быть созданы возможности для дополнительного образования, структуры типа «Тумо бокс" («Թումո բոքս») должны стать доступными для всех детей;

- частные школы должны получать финансирование от государства на одного учащегося, равного государственному, что позволит создать конкурентную среду и постоянно повышать качество школьного образования;

- университеты должны быть реально деполитизированы и, совместно с работодателями, нацелены на создание качественной и востребованной образовательной системы;

- 2-3 ведущих университета Армении, постоянно повышая качество образования, должны быть включены в список 500 лучших университетов мира, с целью завоевания в будущем еще более высоких позиций.

Все это - очень амбициозная программа и возможна только при огромной затрате сил. Она потребует не только значительных материальных ресурсов (дополнительно 300-500 млн. долларов США в год), но и тысячи преданных единомышленников, которые осуществят эту программу.

Здесь важна репатриация, поскольку значительная часть храбрецов такого просветительского движения должна быть набрана из-за рубежа, будь то учитель физики в приграничном селе или профессор биотехнологии, преподававший в лучшем университете мира. Оптимистичная новость - что все это уже началось, пусть и в малых масштабах.

Будь то такие центры, как "Тумо» («Թումո»), школы «Айб» («Այբ»), лаборатории «Армат» («Արմաթ»), "Обучай Армения" («Դասավանդիր Հայաստան») и аналогичные программы - это движение уже набирает обороты и доказывает свою жизнеспособность. Следовательно, задачей следующего этапа будет масштабирование уже доказавших свою жизнеспособность программ, их доступность для каждого ребенка и преодоление этим важнейшего этапа по модернизации Армении.

В связи с предыдущим важнейшей задачей модернизации также будет актуально изменение имеющегося в Армении территориального распределения населения. Сегодня 30% населения Армении живет в селах, а 20% - в поселках городского типа, которые, на самом деле, являются большими селами. Такая структура заселения территории страны сформировалась исторически, в частности, в результате деиндустриализации за годы независимости, но в 21 веке она явно неоптимальна.

Ситуация осложняется тем, что значительная часть сельских населенных пунктов маленькие и не имеют достаточного диапазона для обеспечения минимальной социальной инфраструктуры. Сегодня любая усреднённая армянская сельская местность насчитывает около 1000 жителей и 400 гектаров пахотных земель - ни одного, ни другого недостаточно для нормальной социально-экономической деятельности. Если учесть также, что этот усредненный показатель обусловлен также наличием нескольких десятков крупных населенных пунктов, то очевидно, что большая часть сельских населенных пунктов в долгосрочной перспективе не жизнеспособны и уже сейчас происходит непрерывный отток населения.

При всей сложности, возможный выход - концентрация населения в Армении в малом количестве, но в крупных, благоустроенных и благополучных населенных пунктах, где есть необходимая для современной жизни социальная инфраструктура, на местах присутствуют качественные образовательные ресурсы, а концентрация рабочей силы и наличие инфраструктуры делают их привлекательными для инвестиций.

Это - процесс, который уже начался в Армении, но должен осуществляться с гораздо большей решимостью. С этой целью в каждой области уже сейчас должны быть определены те населенные пункты, которые будут иметь привилегии в приоритетном развитии, и государство должно централизованно начать инвестирование для улучшения социальной инфраструктуры этих населенных пунктов, с целью расширения населенных пунктов осуществить современную перепланировку местности, создавать благоприятные условия для привлечения туда инвесторов. Централизованные государственные инвестиции, чтобы избежать произвольных решений, должны, привлекая инвесторов, скооперироваться с представляющими на местах инициативы и инновационные проекты. Это также создаст конкурентную среду по всей стране и будет стимулировать местную инициативу по развитию населенных пунктов. В конце концов, нужно поставить цель: в течение ближайших двух десятилетий перевести примерно 1% населения Армении (около 30000 человек) из медленно растущих и бесперспективных населенных пунктов в быстро развивающиеся, тем самым улучшится качество жизни этих людей, появятся новые экономические возможности для роста их благосостояния, а для детей будет доступно современное образование и обусловленные этим блага.

Перечисление крупных проблем модернизации можно продолжить (в частности, модернизация государственной системы имеет критическое значение), однако, рамки одной статьи, пожалуй, этого не позволяют. Вместо этого я бы хотел сфокусироваться на важном вопросе: кто будет двигателем модернизации? Если в годы Российской империи и Советского Союза основные импульсы по модернизации отпускались из великодержавного центра, и на месте осуществлялись армянами с творческим складом ума, то в ближайшие десятилетия такого «имперского» купола, скорее всего, не будет. Армения должна осуществить свою модернизацию, сотрудничая и с нынешней Россией, и Европейским Союзом, и США, и Китаем, и другими технологически передовыми государствами, например, Японией, Кореей, Ираном, Индией, пытаясь заполучить от каждого государства то, что эти государства могут предложить. При нынешнем сверхполяризованном геополитическом состоянии это также потребует нечеловеческих навыков по эквилибристике, однако, оно абсолютно необходимо, если мы хотим расширить ту ресурсную базу, из которой будет питаться невероятный проект по радикальной модернизации нашей страны.

В конце концов, только такая модернизация нам даст возможность не только развивать страну и сделать ее конкурентоспособной в современном мире, но и позволит накопить достаточно ресурсов для эффективной защиты страны и продвижения наших национальных целей. Об этом далее, а до этого, если вы дочитали до этого конца, каждый из вас пусть задастся вопросом: “А что делаете вы для модернизации нашей страны и что вы можете сделать на следующем этапе, чтобы удесятерить существующий результат”.


Аветик Чалабян - общественно - политический деятель

Истчник: Новости -

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии