Армяне Мира > Новости от > Нынешняя Конституция не дает решения системных проблем

Нынешняя Конституция не дает решения системных проблем

14 января 2020, 19:00 - Новости |
Нынешняя Конституция не дает решения системных проблем

Собеседник Lragir.am – руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц.

Господин Сакунц, ССС завершила расследование дела о злоупотреблениях при распределении топлива, по которому обвинение предъявлено и Сержу Саркисяну. Есть мнение, что Сержа Саркисяна стоило привлечь не по этому, а по другим делам, например, 1 марта.

Честно говоря, я не знаком с материалами дела и доказательствами, поэтому лучше дождаться судебного процесса. Многое зависит от профессионализма органов предварительного следствия, а у меня масса оговорок и сомнений по поводу как судебно-правовой системы, так и профессионализма следственных органов, состав которых не изменился. Долгие годы они работали при узурпированном государстве, и я не представляю, как они могут проводить непредвзятое и комплексное расследование в новых условиях, особенно, в отношении лиц, указания которых долгие годы исполняли.

Что касается дела, по которому должен быть привлечен Серж Саркисян, то он несет ответственность за такое количество шагов, последствия которых мы ощутили на себе, что я даже не знаю, с чего начать. Но я не думаю, что нужно проявлять штучный подход, потому что, исходя из системности коррупции, есть масса других вопросов, которыми следует заняться. Хочу напомнить слова самого Сержа Саркисяна – на бумаге все должно быть в порядке. Он сказал это, отвечая на вопрос, почему не дали ход делам о многочисленных нарушениях, допущенных главами органов местного самоуправления. Думаю, вопросами распоряжения государственной собственностью должна заниматься особая следственная группа. В конце концов, не забыт кипрский оффшорный скандал, который привел к отставке премьер-министра Тиграна Саркисяна, которого потом Серж Саркисян назначил послом в США. То есть, расследование должно дать ответы о системности коррупционных схем и раскрыть их преступную сущность.

С другой стороны, не ясно, какой статус у Сержа Саркисяна в деле о 1 марта по части насильственного свержения конституционного строя. Странно, что по этому делу он не привлечен в каком бы то ни было качестве, насколько мне известно, он имеет статус только свидетеля.

Минюст анонсировал формирование комиссии по подготовке конституционных реформ. Можно ли утверждать, что власти осознали неизбежность поправок в Конституцию для осуществления реформ в судебно-правовой сфере и решения проблем Конституционного суда?

Задача комиссии по разработке конституционных реформ сводится к выработке стратегии реформирования судебно-правовой сферы. Я не знаю, осознает ли власть, но я пока не слышал мессиджей о намерении принять новую Конституцию. Не сформулирована даже цель конституционных поправок, касающихся судебной сферы. Мы расценили принятую Конституцию как принуждение, как Конституцию авторитарного, однопартийного управления и перманентных кризисов, поскольку она не гарантирует разграничение и взаимосдерживание ветвей власти. Называемая парламентской система не гарантирует эффективный парламентский контроль исполнительной власти. Понятие «стабильное политическое большинство» не совместимо с демократическими принципами, поскольку оно предполагает, что коалицию могут создать как минимум три силы. Почему? Эта Конституция не дает возможности гражданам обращаться в Конституционный суд при нарушении их социальных, экономических прав. Есть масса системных и частных вопросов, которые нынешняя Конституция не решает. Но я пока не слышал, чтобы Конституцию хотели изменить для решения этих проблем.

Хотя я не понимаю, что будут менять. Это не та Конституция, которую можно подвергать изменениям. Новая Конституция, которая, как я надеюсь, будет принята в этом году, станет первой легитимной Конституцией с точки зрения принятия, и я надеюсь, она даст решение означенных вопросов. Действующая Конституция не гарантирует надлежащий парламентский контроль СНБ, следственных органов, полиции, других правооохранительных органов, что очень важно с точки зрения разграничения власти, независимости судов и обеспечения легитимности КС.

Хотя я вижу проблему и с профессиональной комиссией, потому что сначала нужно сформировать представительский орган с вовлечением политических и гражданских сил, чтобы обеспечить широкий общественный консенсус для работы комиссии.

В конце прошлого года парламент принял закон, позволяющий членам КС досрочно выйти на пенсию, но пока ни один из членов КС не подал заявления.

Любой принятый сейчас закон должен исходить из сегодняшней Конституции. Поэтому очевидно, что таким путем проблемы не решить. Помните, чтобы назначить после революции 2018 года досрочные парламентские выборы, понадобилась массовая народная поддержка, чтобы Никол Пашинян мог дважды подать в отставку с поста премьера и распустить парламент. Это яркий пример неэффективности нынешней Конституции. Она не предусматривает четких правовых процедур, приходится спотыкаться даже при назначении досрочных выборов. Эта Конституция создавалась с иными целями – обеспечить власть Сержа Саркисяна и доминанту РПА. Или новые власти могут использовать ее как орудие, хотя, как мне кажется, они антагонистичны.


Сирануш ПАПЯН, Корреспондент



Вернуться назад