Сарсангское урегулирование
к необходимости смены модели внешнеполитического реагирования
Армянская парламентская дипломатия столкнулась с перспективой принятия очередной проазербайджанской резолюции в Европе. Речь идёт о подготовке в комитете ПАСЕ по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию доклада об использовании Сарсангского водохранилища. Член делегации Армении в ПАСЕ, председатель партии «Процветающая Армения» Наира Зограбян заранее назвала доклад "неприемлемым”, и коммуникация между делегатами из Армении и его составительницей Милицей Маркович вошла в режим пикировок.
При этом дебатируемый вопрос является абсолютно сюрреалистическим.
Ведь если Азербайджан проводит блокаду Армении и пальбой по армянским крестьянам препятствует сбору урожая винограда в приграничных сёлах, то с какой стати он рассчитывает на поливную воду или ещё какое либо внимание к его интересам, применительно эксплуатации Сарсангского водохранилища? Если Турция в мирное время отказывает Сирии в воде Евфрата, декларируя полную свободу распоряжения водными ресурсами на своей территории, без учёта потребностей соседа, то на основе каких критериев потакают требованиям Азербайджана, который неприкрыто готовится к реваншу в неоконченной войне и обстреливает территорию Армении из артиллерии? Если есть какие-то официальные обязательства, которые мы приняли на себя, и они относятся к этому случаю, то почему нам на них не указывают?
Неужели армянские делегаты в Страсбурге смущаются озвучить эти естественные для каждого не погрязшего в казуистике человека аргументы, аппелируя к здравому смыслу в эпицентре дискурса европейских ценностей? Впрочем, незаметно и политологических комментариев на данную тему. Это странно, так как претензия Азербайджана на сарсангскую воду является лишь текучей фазой его претензии на карабахскую землю.
Ясно, что речь идёт о намерении продуцировать псевдоправовой документ, который мог бы использоваться против победившей стороны, потому, что идеология международного вмешательства в чужие дела диктует только такой подход. Ведь если заинтересованные во вмешательстве международные акторы формально признают права победителя, то смысл их неустанной деятельности по "посредничеству” и "налаживанию диалога конфликтующих сторон” исчезнет. Значит, будут не признавать, а, напротив, ущемлять.
Из этого и следует исходить, но что конкретно можно было бы предпринять в ответ на выпады азербайджанской дипломатии?
Наш ответ должен быть таким, чтобы не только отвести уже наличную угрозу получить нежелательный для нас документ ПАСЕ, но и добиться того, чтобы азербайджанская дипломатия зареклась выдвигать подобные инициативы впредь или, как минимум, сто раз подумала, прежде чем вновь попробовать себя на этом поприще.
Поскольку такая ситуация возникает не в первый раз, то следует радикально поменять модель отклика на внешнеполитические вызовы. Наш ответ должен лежать не столько в плоскости дипломатического искусства, сводясь к оппонированию чужим намерениям, но, главным образом, подразумевать конкретные созидательные действия. А именно, Азербайджан и его европейские покровители должны убедиться, что любой поднятый ими в пику Армени вопрос лишь пробуждает здесь творческие силы, напоминая об упущенных из виду возможностях, приводя к внутренней мобилизации и сподвигая к достижениям.
В данном случае, если Азербайджан выдвигает обвинения по Сарсангу, нужно искренне поблагодарить его: спасибо! как мы забыли! Вы очень к месту напомнили! И приступить к планированию и реализации мероприятий по дальнейшему хозяйственному обустройству Сарсангского водохранилища, да и других водных резервуаров. Картина может быть примерно такой:
1. Наверняка на водохранилище, с его мягким карабахским климатом и нетронутой природой, можно организовать отдых и туризм, местный, а то и международный. Первым шагом следует опубликовать для желающих отдохнуть карты дорог, населённых пунктов, мест купания, рыбалки и питания, лодочных станций, прогнозы погоды.
2. Рыбо- и раководство на Сарсангском водохранилище и переработка продукта в близлежащих цехах даст межсезонную работу крестьянам. Если в Араратской долине рыбные хозяйства испытывают дефицит воды, то почему бы не использовать избыточную воду Сарсанга, построив рыбные хозяйства вокруг него? Кроме того, проект разведения рыбы на Севане сомнителен с экологической точки зрения, но Сарсангское водохранилище, с его проточной водой, и глубиной 103 м, превышающей глубину Севана, как представляется, вполне подходит для этой цели.
3. Возможно, найдутся предприятия с большим водопотреблением, которые можно разместить в районе водохранилища. Это касается и создания оросительной сети из водохранилища во внутренние районы Арцаха.
4. Разве дело только в воде Тертера? Дальновидные люди давно призывают Правительство Армении достроить и построить водохранилища, которые прекратят бесконтрольные утечки основной части стока армянских рек в Азербайджан. Нужно споро закончить хотя бы одно, хотя бы в минимальном объёме.
5. Практически не требует затрат проведение инвестиционного форума "Сарсанг сегодня и завтра”, с фотовыставкой в ходе него и широким освещением в печати.
Короче, наши явные враги и заклятые друзья должны воочию убедиться, что их дипломатические экзерсисы всякий раз приводят к рывку в развитии Армении. У официального Баку должен возникнуть рефлекс: стоит нас в чём-то обвинить, как мы не станем попусту витийствовать, прибегая к ответным обвинениям на сцене международно–политическог о театра, а тут же что-то возведём, причём, возможно, то, о чём раньше и не помышляли. Азербайджанцы говорят, а армяне – выражают признательность за подсказку, и делают. Так Азербайджан поневоле включится в развитие Армении, постепенно отождествляя себя с нею.
Но что всё-таки с дипломатическим компонентом отклика? Дипломатия расцветёт, поскольку она, наконец-то, получит внятную задачу, вместо вынужденной самоцели участия в переговорах по конфликтному урегулированию, выражающегося в оправданиях перед лицом нескончаемых международных попрёков. Эта задача состоит в выигрыше времени для реализации перечисленных мероприятий. Видимо, нужно от трёх месяцев до года, чтобы с толком к ним приступить.
Дипломаты должны развернуть интенсивную работу, учитывая, в общих чертах, следующие направления:
1. Перевод обсуждения в методологический аспект. Каковы должны быть, опять-таки, критерии, по которым от нас чего-то требуют для Азербайджана, когда с ним подписано перемирие, то есть – сохраняется состояние войны, в которой азербайджанские вояки обстреливали ракетами жилые кварталы Степанакерта? Разве Азербайджан компенсировал повреждения, нанесённые этими обстрелами, что теперь хочет воду для своего населения? И разве существуют международные соглашения, предусматривающие такие требования? Мы не имеет права усиливать противника, желающего реванша. Не говорите смешные вещи.
2. Возлагание ответственности на саму ПАСЕ. Если она предложит давать воду азербайджанским хозяйствам, когда Азербайджан тратит огромные деньги на вооружения, заявляет о намерении воевать и осуществляет всё более наглые кровопролитные провокации, нарушающие режим прекращения огня, то даст ли притом гарантии, что созданный в этих хозяйствах экономический результат не пойдёт на наращивание военных расходов Азербайджана, на закупку снарядов, которые завтра могут разорваться на нашей территории и привести к гибели людей? И если, паче чаяния, ПАСЕ такие гарантии даст, то чего они стоят, после того, как Азербайджан выкупил у члена ЕС Венгрии и выпустил на свободу преступника Рамиля Сафарова, а осуждение со стороны постоянного комитета ПАСЕ ничего в этом не изменило? То бишь, вы говорите о нас, но и нам интересно поговорить о вас, о том, каков ваш политический вес и просматривается ли у вас готовность брать на себя ответственность.
3. Аспект чисто дипломатического фехтования: увязка. Азербайджан проводит блокаду Армении. Мы отказываемся рассматривать вопрос Сарсанга в отрыве от вопроса блокады. Только в пакете. Пусть Азербайджан нам что-то предложит в плане ослабления блокады, тогда поразмыслим.
4. Экономическая сторона вопроса: поставка воды стоит денег, например – водохранилище нуждается в амортизационных отчислениях, не так ли? Азербайджан готов платить? – а сколько? Не готов? – это несерьёзно: нерыночный подход. Подтекст состоит в том, что Азербайджан не имеет права на эту воду, но может получить её, если, заплатив, фактически признает наши права. Однако мы не обещаем, что продадим: см. п.1.
5. Встречные инициативы, вовлекающие международное сообщество, чтобы оно не чувствовало себя совершенно обделённым нашим вниманием. Если Азербайджан утверждает, что плотина Сарсангского водохранилища разрушается и грозит гуманитарной катастрофой, то мы… всецело разделяем его озабоченность! И с удовольствием примем субсидии международных доноров на обследование и укрепление плотины. Это безотлагательный вопрос, который армянская делегация должна продвигать со всей настойчивостью. Поскольку, к величайшему сожалению, для находящейся из–за азербайджанской блокады в тяжёлом экономическом положении Армении, такая сумма может оказаться неподъёмной.
И не надо переживать, если между многообразными пассажами наших делегатов и дипломатов найдутся некоторые внешние противоречия, на прояснение которых и внесение всяческих уточнений уйдут ещё месяцы и годы напряжённых словопрений и кипы отчётов и переписки. Всё это нужно только для того, чтобы запутывать притягательное дипломатическое общение, пока правительство и предприниматели сумеют воплотить в жизнь какие-то из перечисленных выше позитивных начинаний. Однако когда это произойдёт, ситуация моментально изменится, и облекаемые в гневно–высокопарную риторику амбиции Азербайджана пропадут втуне, как запоздалые по отношению к быстротекущей, как горная река, жизни. Мы не имеем права допускать, чтобы международно–политическое осмысление поспевало за теми сдвигами ситуации, которые происходят вследствие наших практических свершений.
Как бы то ни было, даже если антиармянскую резолюцию в конце концов примут, есть кардинальная разница между тем миром, в котором эта резолюция, так сказать, солирует, выступая как вердикт учителя, делающего выговор непослушному ученику, и тем, в котором она предстаёт как одна из сторон стремительно преобразующейся действительности, наряду с: а) возросшим благосостоянием карабахских крестьян, б) многочисленными путешественниками, включившими Сарсангское водохранилище в образ Родины и описывающими свои впечатления в блогах, в) сотнями тонн годового производства рыбы и тысячами – живого стратегического резерва в воде, г) новым построенным водохранилищем, сберегающим для Армении ту воду, которая раньше утекала в Азербайджан и т.д., – и всё это потому, что Баку имел неосторожность напомнить нам о Сарсанге. В этом порождённом нашими дружными усилиями мире резолюция окажется незначительным уколом, теряющимся на фоне возросшей мощи Армении, тогда как Азербайджану придётся войти в сознание того, что его собственные шаги влекут её укрепление и рост благосостояния.
Если же дипломатические ходы принесут свои отдельные результаты, например, доклад будет сорван, то это окажется бонусом, приятным сюрпризом.
Того и гляди, при должной дипломатической изобретательности и умелой информационной политике, "Сарсангское урегулирование” исподволь заместит в международной повестке Карабахский конфликт, не принеся ни капли пользы Азербайджану.
Левон Казарян,
политолог
Вернуться назад