Фрунзик Мкртчян – смешной актер и несчастный человек
В 1979 году в киосках «Союзпечати» появился очередной выпуск «Советского экрана». На обложке улыбался всенародный любимец Фрунзе (Фрунзик) Мкртчян – звезда фильма «Мимино» и гордость Армянской ССР. В смешного человечка с грустными глазами влюблена вся страна.
Тираж «Советского экрана» - два миллиона экземпляров. И этот выпуск печатают повторно, потому что номер с Фрунзиком смели по всему Советскому Союзу за несколько часов.
Журнал стоил 50 копеек, а выпуск с Софи Лорен толкали на черном рынке за 5 рублей. Обложки с заграничными и советскими звездами были первыми постерами, маленькими окнами в другую жизнь, в красивый мир большого кино и гламура.
Золотухин, Соломин, Высоцкий, Абдулов… Обложка «Советского экрана» - это не только признание таланта актера главными управленцами отечественного кино, но и истинный зашкаливающий рейтинг у всей страны. В журнале ежегодно проводился честный народный конкурс на звание актера и актрисы года, а также лучшего фильма.
Мкртчян попал на обложку издания в зените своей славы. Несмотря на внешность, далекую от канонов мужской красоты, это был один из самых необычных героев «Советского экрана» за всю историю журнала.
«Он был очень некрасивым, просто ужасно страшным, с огромным носом, - вспоминает актер Эдик Богосян, друг детства Ф. Мкртчяна. – Но он был замечательный артист, и все хотели быть похожими на него».
Фотосессия проходила в Москве, Фрунзик был в отличном расположении духа. Главный редактор отберет потом снимки, где актер широко улыбается и выглядит очень счастливым человеком.
Через три дня он уже дома в Ереване, и все, что было с ним в столице, выглядит как сон и неправда. Его ждали двое детей - дочь и сын. Фрунзик Мкртчян – отец-одиночка. И эта роль дается актеру плохо. В квартире грязно, дети выглядят запущенными, снова обострилась болезнь сына Вазгена. Он много рисует, но почти не выходит из дома, раздавленный страхами, бессонницей и манией преследования. Про трагедию любимого актера знала вся Армения и очень переживала за него и Вазгена.
Напряжение Фрунзик снимает с помощью алкоголя. В Армении принято много пить, но пить вино и в большой компании. Мкртчян же очень часто пьет один, причем грубую и беспощадную водку.
Виктория Токарева вместе с Георгием Данелия была автором сценария фильма «Мимино». Мкртчян поразил ее своим талантом и умением придумывать очень смешные реплики, которые, по единодушному мнению всей съемочной группы, решено было оставить в фильме.
Но были и печальные моменты, к примеру, во время съемок сцены зажигательного танца Хачикяна. «Фрунзик должен был поднять платок с пола зубами, - рассказывает Токарева. – Но он даже не мог на нем сосредоточиться. А режиссер картины злился - Мкртчян опять был сильно пьян. Данелия его отозвал и сказал: «Ты пьян. Это видно и так, и на пленке. У тебя договор на двенадцать дней. И я приказываю тебе весь этот срок не брать в рот ни капли».
Близкие актера вспоминают, что, несмотря на маленький рост и общепризнанную некрасивость, Фрунзика обожали дамы. Ему было легко добиться расположения любой особы. Личная жизнь актера поражала своей бурностью.
Первый брак актера был коротким. А вот со второй женой Донарой он прожил пятнадцать лет. Она тоже была актрисой, играла с Мкртчяном в одном театре. Но в отличие от него в большом кино не состоялась. На ее счету лишь одна эпизодическая роль – в «Кавказской пленнице».
У супругов появились дети - сначала дочь, потом сын. Со стороны их семейная жизнь выглядела вполне себе пристойно. Но в 1979 году журнал «Советский экран» со своей фотографией на обложке Мкртчян показал только детям. Его жена лежала в закрытой психиатрической больнице.
В советское время не было слова «промоушен». Интерес публики по поводу той или иной премьеры никто заранее не подогревал. Афиша на кинотеатре за пару недель до первого сеанса – вот и вся реклама. Информацию о том, что скоро выйдет интересное новое кино, печатал только «Советский экран».
В 1966 году журнал анонсировал выход «Кавказской пленницы» - комедии, которую в первый год проката посмотрит почти восемьдесят миллионов человек. И фотографии к этому фильму являлись признаком общего смягчения нравов и оздоровления советского общества. Трус, Балбес и Бывалый не варили сталь, не строили заводы, не сражались за Родину. Тунеядцы, жулики, придурковатые типы. Комичные антигерои, которых раньше бы на обложку никогда не поместили.
Вслед за «Советским экраном» бесподобная троица появляется и на обложках других журналов – в «Крокодиле», «Смене» и так далее. Популярность Никулина, Моргунова и Вицина была уникального масштаба. Но больше всего участники знаменитого трио гордились обложкой «Советского экрана», где они предстали в пиджаках и галстуках.
В «Кавказской пленнице» у Фрунзика Мкртчяна роль небольшая, но актер невероятно счастлив. Его заметил гениальный и самый кассовый режиссер Советского Союза Леонид Гайдай. Да еще пригласил в свой фильм его жену Донару.
Супруга изводила Фрунзика страшными скандалами. Упреки, проклятия, угрозы. Она обвиняла его в изменах, нелюбви, равнодушии к ее профессиональным амбициям. Они работали в одном театре в Ереване, и она считала, что Фрунзик не обошел вниманием всех женщин в труппе и хочет ее уничтожить.
В их доме не пахло пирогами, очень редко бывали гости, что для Армении нонсенс. Донара резала одежду мужа, выгоняла его ночевать на улице, жила, истязая себя и близких ужасными истериками.
Спасением, лекарством, которое не позволяло опуститься на дно депрессии, для Фрунзика Мкртчяна стала работа. 1970-е – самые яркие, лучшие годы его творческой биографии. Грандиозные роли в ереванском театре, съемки в комедиях, которые сегодня называют «золотым фондом советского кинематографа».
Угостить кумира Еревана и всей Армении вином, посидеть с ним за одним столом хотели тысячи людей. Мкртчяну бесплатно наливали в ресторане, в каждом доме ждали как самого дорогого гостя. Веселые компании, много спиртного – это был единственный надежный способ ненадолго забыть о постоянной душевной боли.
Он потратил немало сил, денег и времени на лечение жены, обращался к лучшим психиатрам Москвы и Еревана. Но болезнь прогрессировала. В итоге Мкртчян согласился с врачами, которые настаивали на помещении Донары в психиатрическую больницу. Он знал, насколько страшны такие заведения в СССР, поэтому устроил жену во французскую клинику. А вскоре стало понятно, что сын унаследовал психическую болезнь матери.
Вазген был талантливым художником, красивым и умным. Но чем старше он становился, тем ярче проявлялся страшный диагноз. Фрунзик боролся за сына. Как и жену, возил его по европейским психиатрическим клиникам. Но вернуть рассудок Вазгену никто не смог.
Советские люди очень любят ходить в кино, и в семидесятые на экраны выходят один за другим шедевры комедийного жанра. Алла Сурикова берется снимать ленту «Суета сует» по написанному специально под Мкртчяна сценарию. После «Мимино» участие в фильме такого артиста – гарантия всесоюзного успеха.
Но дни, когда Мкртчян фонтанирует энергией и блестяще работает в кадре, чередуются с днями, когда съемки идут очень туго или вовсе отменяются режиссером картины. Причина одна и та же – исполнитель главной роли не в форме.
В конце семидесятых дочь Мкртчяна выходит замуж и уезжает жить в Аргентину. Это еще одно потрясение для артиста. Нуне ухаживала за психически больным братом, как-то пыталась заменить ему мать. Мкртчян остается с сыном один на один в неуютной, лишенной тепла и женской заботы квартире.
Кинофильм «Суета сует» получился таким искренним и хорошим, потому что партнершей Мкртчяна была Галина Польских – женщина-мечта, в которую актер был влюблен, но не решился ей в этом признаться.
В 1987 году 57-летний Фрунзик Мушегович сделал предложение Тамаре Оганесян – дочери главы Союза писателей Армении. Ему казалось, что она сможет заменить Вазгену мать и вдохнуть в них жизнь. Но Тамара, которая была значительно младше Мкртчяна, не хотела возиться с запущенным бытом и вообще не так представляла себе брак со знаменитым артистом.
Союз с Тамарой продлился всего несколько месяцев, Мкртчян оставил ей большую квартиру в престижном доме и переехал с сыном в крошечную однокомнатную. Теперь он пил уже каждый день, превратившись в жалкого человека.
В 88 году в Армении произошло страшное землетрясение, которое уничтожило его родной Ленинакан. Невероятная трагедия задела каждого жителя республики. И Мкртчяна как будто сбили с ног. Он потерял очень много близких, коллег и друзей.
Эдик Богосян вспоминает: «Он испытывал просто страшную душевную боль, его любимого Ленинакана больше не было, для него это явилось очередной злой насмешкой судьбы».
В 1993 году Фрунзик повез сына на очередное обследование во Францию. Вердикт врачей был беспощадным: для безопасности Вазгена нужно обеспечить его изоляцию от общества и постоянный присмотр специалистов. Мальчик повторил судьбу своей матери. Более того, они оказались в одной клинике, и когда столкнулись в коридоре, то даже не узнали друг друга.
В начале девяностых когда-то цветущая Армения превратилась в зону всеобщей депрессии, нужды и разрухи. Люди не знали, как обогреть свои дома, был дефицит продуктов, в каждой семье считали копейки. Безработица, хаос, война в Карабахе. Было пролито много крови.
Кино больше не снимают, спектакли бывают раз в три-четыре месяца. Фрунзик Мушегович почти не выходит из своей квартиры – то, что окном, пугает и отвращает. Рухнуло все: семья, искусство, Родина.
Последнюю роль в кино он сыграл в 87 году. На экране глубоко уставший, потрепанный жизнью человек. После этого фильма Мкртчян уже почти не работал, актера все забыли. Элинар Шаен, его соседка, вспоминает: «В последнюю неделю жизни он практически ничего не ел, только пил. Его крики были слышны всему двору. Общаться с ним уже было невозможно».
Актер умер 29 декабря 93 года. Причиной смерти стала остановка сердца. Он был один, на помощь позвать никого не смог. Похороны организовали друзья, многие из которых когда-то перестали из-за пьянства с ним общаться. В маленькой квартирке было темно и грязно. Рядом с креслом, в котором любил сидеть артист, лежали любимые пластинки с музыкой Альбинони и старый журнал «Советский экран», на обложке которого он выглядит счастливым человеком.
Тираж «Советского экрана» - два миллиона экземпляров. И этот выпуск печатают повторно, потому что номер с Фрунзиком смели по всему Советскому Союзу за несколько часов.
Звезда экрана
Журнал «Советский экран» начал издаваться в 1925 году, а умер в дефолт 98-го, прожив интересную и яркую жизнь. В советское время глянца не было, но узнать побольше о звездах хотели так же, как сегодня. Обложки «Советского экрана» украшали скромный быт граждан, не искушенных развлечениями и не нюхавших звездной пыли.Журнал стоил 50 копеек, а выпуск с Софи Лорен толкали на черном рынке за 5 рублей. Обложки с заграничными и советскими звездами были первыми постерами, маленькими окнами в другую жизнь, в красивый мир большого кино и гламура.
Золотухин, Соломин, Высоцкий, Абдулов… Обложка «Советского экрана» - это не только признание таланта актера главными управленцами отечественного кино, но и истинный зашкаливающий рейтинг у всей страны. В журнале ежегодно проводился честный народный конкурс на звание актера и актрисы года, а также лучшего фильма.
Мкртчян попал на обложку издания в зените своей славы. Несмотря на внешность, далекую от канонов мужской красоты, это был один из самых необычных героев «Советского экрана» за всю историю журнала.
«Он был очень некрасивым, просто ужасно страшным, с огромным носом, - вспоминает актер Эдик Богосян, друг детства Ф. Мкртчяна. – Но он был замечательный артист, и все хотели быть похожими на него».
Фотосессия проходила в Москве, Фрунзик был в отличном расположении духа. Главный редактор отберет потом снимки, где актер широко улыбается и выглядит очень счастливым человеком.
Через три дня он уже дома в Ереване, и все, что было с ним в столице, выглядит как сон и неправда. Его ждали двое детей - дочь и сын. Фрунзик Мкртчян – отец-одиночка. И эта роль дается актеру плохо. В квартире грязно, дети выглядят запущенными, снова обострилась болезнь сына Вазгена. Он много рисует, но почти не выходит из дома, раздавленный страхами, бессонницей и манией преследования. Про трагедию любимого актера знала вся Армения и очень переживала за него и Вазгена.
Напряжение Фрунзик снимает с помощью алкоголя. В Армении принято много пить, но пить вино и в большой компании. Мкртчян же очень часто пьет один, причем грубую и беспощадную водку.
Виктория Токарева вместе с Георгием Данелия была автором сценария фильма «Мимино». Мкртчян поразил ее своим талантом и умением придумывать очень смешные реплики, которые, по единодушному мнению всей съемочной группы, решено было оставить в фильме.
Но были и печальные моменты, к примеру, во время съемок сцены зажигательного танца Хачикяна. «Фрунзик должен был поднять платок с пола зубами, - рассказывает Токарева. – Но он даже не мог на нем сосредоточиться. А режиссер картины злился - Мкртчян опять был сильно пьян. Данелия его отозвал и сказал: «Ты пьян. Это видно и так, и на пленке. У тебя договор на двенадцать дней. И я приказываю тебе весь этот срок не брать в рот ни капли».
Близкие актера вспоминают, что, несмотря на маленький рост и общепризнанную некрасивость, Фрунзика обожали дамы. Ему было легко добиться расположения любой особы. Личная жизнь актера поражала своей бурностью.
Первый брак актера был коротким. А вот со второй женой Донарой он прожил пятнадцать лет. Она тоже была актрисой, играла с Мкртчяном в одном театре. Но в отличие от него в большом кино не состоялась. На ее счету лишь одна эпизодическая роль – в «Кавказской пленнице».
У супругов появились дети - сначала дочь, потом сын. Со стороны их семейная жизнь выглядела вполне себе пристойно. Но в 1979 году журнал «Советский экран» со своей фотографией на обложке Мкртчян показал только детям. Его жена лежала в закрытой психиатрической больнице.
В советское время не было слова «промоушен». Интерес публики по поводу той или иной премьеры никто заранее не подогревал. Афиша на кинотеатре за пару недель до первого сеанса – вот и вся реклама. Информацию о том, что скоро выйдет интересное новое кино, печатал только «Советский экран».
В 1966 году журнал анонсировал выход «Кавказской пленницы» - комедии, которую в первый год проката посмотрит почти восемьдесят миллионов человек. И фотографии к этому фильму являлись признаком общего смягчения нравов и оздоровления советского общества. Трус, Балбес и Бывалый не варили сталь, не строили заводы, не сражались за Родину. Тунеядцы, жулики, придурковатые типы. Комичные антигерои, которых раньше бы на обложку никогда не поместили.
Вслед за «Советским экраном» бесподобная троица появляется и на обложках других журналов – в «Крокодиле», «Смене» и так далее. Популярность Никулина, Моргунова и Вицина была уникального масштаба. Но больше всего участники знаменитого трио гордились обложкой «Советского экрана», где они предстали в пиджаках и галстуках.
В «Кавказской пленнице» у Фрунзика Мкртчяна роль небольшая, но актер невероятно счастлив. Его заметил гениальный и самый кассовый режиссер Советского Союза Леонид Гайдай. Да еще пригласил в свой фильм его жену Донару.
Супруга изводила Фрунзика страшными скандалами. Упреки, проклятия, угрозы. Она обвиняла его в изменах, нелюбви, равнодушии к ее профессиональным амбициям. Они работали в одном театре в Ереване, и она считала, что Фрунзик не обошел вниманием всех женщин в труппе и хочет ее уничтожить.
В их доме не пахло пирогами, очень редко бывали гости, что для Армении нонсенс. Донара резала одежду мужа, выгоняла его ночевать на улице, жила, истязая себя и близких ужасными истериками.
Злая судьба
В 72-ом у них родился второй ребенок – Вазген. Мкртчян очень верил в то, что это смягчит Донару, и их отношения станут лучше. Но жена все чаще пугала его безумным видом и уходила в мир, где не было ни детей, ни мужа. Врачи поставили ей диагноз «шизофрения». Болезнь страшная, зато все ее выходки получили объяснение.Спасением, лекарством, которое не позволяло опуститься на дно депрессии, для Фрунзика Мкртчяна стала работа. 1970-е – самые яркие, лучшие годы его творческой биографии. Грандиозные роли в ереванском театре, съемки в комедиях, которые сегодня называют «золотым фондом советского кинематографа».
Угостить кумира Еревана и всей Армении вином, посидеть с ним за одним столом хотели тысячи людей. Мкртчяну бесплатно наливали в ресторане, в каждом доме ждали как самого дорогого гостя. Веселые компании, много спиртного – это был единственный надежный способ ненадолго забыть о постоянной душевной боли.
Он потратил немало сил, денег и времени на лечение жены, обращался к лучшим психиатрам Москвы и Еревана. Но болезнь прогрессировала. В итоге Мкртчян согласился с врачами, которые настаивали на помещении Донары в психиатрическую больницу. Он знал, насколько страшны такие заведения в СССР, поэтому устроил жену во французскую клинику. А вскоре стало понятно, что сын унаследовал психическую болезнь матери.
Вазген был талантливым художником, красивым и умным. Но чем старше он становился, тем ярче проявлялся страшный диагноз. Фрунзик боролся за сына. Как и жену, возил его по европейским психиатрическим клиникам. Но вернуть рассудок Вазгену никто не смог.
Советские люди очень любят ходить в кино, и в семидесятые на экраны выходят один за другим шедевры комедийного жанра. Алла Сурикова берется снимать ленту «Суета сует» по написанному специально под Мкртчяна сценарию. После «Мимино» участие в фильме такого артиста – гарантия всесоюзного успеха.
Но дни, когда Мкртчян фонтанирует энергией и блестяще работает в кадре, чередуются с днями, когда съемки идут очень туго или вовсе отменяются режиссером картины. Причина одна и та же – исполнитель главной роли не в форме.
В конце семидесятых дочь Мкртчяна выходит замуж и уезжает жить в Аргентину. Это еще одно потрясение для артиста. Нуне ухаживала за психически больным братом, как-то пыталась заменить ему мать. Мкртчян остается с сыном один на один в неуютной, лишенной тепла и женской заботы квартире.
Актеру очень хотелось иметь нормальную семью, чтобы был уютный дом, у сына появилась мать. Ему было уже пятьдесят, здоровье становилось все хуже. Но он мечтал о спутнице, которая вылечит и тело, и душу, наполнит жизнью квартиру, в которой сошли с ума два человека – сначала жена актера, а потом и сын.
Кинофильм «Суета сует» получился таким искренним и хорошим, потому что партнершей Мкртчяна была Галина Польских – женщина-мечта, в которую актер был влюблен, но не решился ей в этом признаться.
В 1987 году 57-летний Фрунзик Мушегович сделал предложение Тамаре Оганесян – дочери главы Союза писателей Армении. Ему казалось, что она сможет заменить Вазгену мать и вдохнуть в них жизнь. Но Тамара, которая была значительно младше Мкртчяна, не хотела возиться с запущенным бытом и вообще не так представляла себе брак со знаменитым артистом.
Союз с Тамарой продлился всего несколько месяцев, Мкртчян оставил ей большую квартиру в престижном доме и переехал с сыном в крошечную однокомнатную. Теперь он пил уже каждый день, превратившись в жалкого человека.
В 88 году в Армении произошло страшное землетрясение, которое уничтожило его родной Ленинакан. Невероятная трагедия задела каждого жителя республики. И Мкртчяна как будто сбили с ног. Он потерял очень много близких, коллег и друзей.
Эдик Богосян вспоминает: «Он испытывал просто страшную душевную боль, его любимого Ленинакана больше не было, для него это явилось очередной злой насмешкой судьбы».
В 1993 году Фрунзик повез сына на очередное обследование во Францию. Вердикт врачей был беспощадным: для безопасности Вазгена нужно обеспечить его изоляцию от общества и постоянный присмотр специалистов. Мальчик повторил судьбу своей матери. Более того, они оказались в одной клинике, и когда столкнулись в коридоре, то даже не узнали друг друга.
В начале девяностых когда-то цветущая Армения превратилась в зону всеобщей депрессии, нужды и разрухи. Люди не знали, как обогреть свои дома, был дефицит продуктов, в каждой семье считали копейки. Безработица, хаос, война в Карабахе. Было пролито много крови.
Кино больше не снимают, спектакли бывают раз в три-четыре месяца. Фрунзик Мушегович почти не выходит из своей квартиры – то, что окном, пугает и отвращает. Рухнуло все: семья, искусство, Родина.
Последнюю роль в кино он сыграл в 87 году. На экране глубоко уставший, потрепанный жизнью человек. После этого фильма Мкртчян уже почти не работал, актера все забыли. Элинар Шаен, его соседка, вспоминает: «В последнюю неделю жизни он практически ничего не ел, только пил. Его крики были слышны всему двору. Общаться с ним уже было невозможно».
Актер умер 29 декабря 93 года. Причиной смерти стала остановка сердца. Он был один, на помощь позвать никого не смог. Похороны организовали друзья, многие из которых когда-то перестали из-за пьянства с ним общаться. В маленькой квартирке было темно и грязно. Рядом с креслом, в котором любил сидеть артист, лежали любимые пластинки с музыкой Альбинони и старый журнал «Советский экран», на обложке которого он выглядит счастливым человеком.
Вернуться назад