Ситуация в сфере образования из года в год лишь ухудшается. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил эксперт по вопросам образования, член инициативы «Айакве» Атом Мхитарян.
Он пояснил, что одна из проблем касается школьных учебников.
«В прошлом году был дефицит учебников, что нарушило весь учебный процесс в сфере общего образования. В этом году также было заявлено, что к началу учебного года не будет 13 учебников. Это катастрофа и для учителей, и для учеников. Это создаст в системе общего образования хаос и окажет негативное воздействие на качество образования. Вместо того чтобы двигаться по пути повышения качества образования, происходит обратный процесс.
Причина дефицита учебников в том, что нет желающих разрабатывать их, или если такие желающие появляются и учебники разрабатываются, соответствующие органы не принимают их. Кроме того, возникает также типографская проблема, связанная с издательством, в результате чего учебники появляются в школах с опозданием. Отсюда возникает вопрос: если существует такая проблема, почему ответственные органы снимают с оборота старые учебники?», – отметил эксперт.
Он напомнил, что в мировой практике обычно не принято за год полностью разрабатывать, издавать и вводить в оборот школьные учебники, поскольку такие изменения требуют многолетней работы.
Мхитарян призвал учитывать, что это связано также изменением ценностной системы, и поспешность в смене учебников переворачивает ее с ног на голову.
«Это приводит к разрыву между поколениями, поскольку ценностные системы учителей и учеников начинают кардинально отличаться друг от друга. А это в дальнейшем может привести к потрясениям и революциям во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому очень важно сохранять определенную преемственность.
Раньше мы думали, что это результат дефицита опыта и знаний среди чиновников, однако практика указывает на то, что это четкий почерк. Такая деятельность направлена на искоренение национальных ценностей в системе образования», – сказал эксперт.
Он сообщил, что сегодня один из десяти детей в Армении не ходит в школу, что свидетельствует о катастрофическом уровне безграмотности в стране.
«Всем известно, что зарплаты учителя в Армении низкая, ниже, чем полицейского. Это означает, что общество не идет по пути воспитания образованного человека.
В Армении годовая зарплата учителей составляет 58% от показателя ВВП на душу населения. В Восточной Европе этот показатель составляет 150-200%, а в Турции – 361%. То есть уровень жизни учителей в этих государствах выше средних показателей по стране.
В какой-то момент была поставлена задача повысить зарплату учителей, но поскольку в бюджете нет столько денег, чтобы можно было сделать это повсеместно, была внедрена система аттестации, после прохождения которой предполагается существенное повышение оплаты труда.
Однако в этой программе заинтересованы не более 10% учителей. При этом не всем из этих 10% удается преодолеть минимальный порог.
Кроме того, человек может хорошо знать свой предмет, но не суметь его преподать детям. При этом образование в 21 веке предполагает не только передачу знаний и информации, а еще и методологию, которой нужно владеть.
В прошлом году из школ уволили 1300 учителей, которые не имели диплома о высшем образовании, но имели колоссальный педагогический опыт. Это приводит к тому, что в Армении в более чем 100 школах остаются вакантные места учителей, особенно в приграничных и высокогорных регионах», – заявил Мхитарян.
Он предложил в приграничных школах ввести льготы для учеников с высокой успеваемостью, которые хотят стать педагогами с условием, что они вернутся в этот населенный пункт и будет какое-то время работать в местной школе.
«Нынешняя система поступления в вузы создает риски потери потенциально неплохих студентов, которые с первого раза не смогли поступить по конкурентным специалистам.
У меня вопрос к ответственным органам: какое исследование проводится для принятия решения о выделении бесплатных мест в вузах по тем или иным специальностям? Все делается проще, они лишь повторяют опыт прежних лет.
При этом никто не может сказать, какой будет спрос на те или иные специальности через 4-5 лет. За границей это учитывается, и в учебной программе в вузах вводятся те или иные предметы с учетом спроса работодателей. Нашим вузам этой гибкости не хватает», –подчеркнул эксперт.
Идею о создании Академического города Мхитарян назвал неплохой, напомнив, что затем было принято решение объединить разные вузы, которые друг к другу не имеют никакого отношения.
«Далее был создан соответствующий фонд, в совете попечителей которого нет ни одного ученого, что могло бы способствовать становлению Академического города», – заключил эксперт.