В 9-ом пункте документа от 9-го ноября не говорится о необходимости присутствия сил ФСБ РФ на дороге, соединяющей Азербайджан с Нахиджеваном. Вопрос о присутствии российских пограничных войск в
Армении должен быть решен Арменией. Если завтра Армения решит, что они должны уйти, они уйдут. - заявил
Никол Пашинян. Эта тема снова актуальна, потому что Пашинян дает неисчерпаемый повод для обсуждения.
В международных делах решающее значение имеет баланс сил и конкретные интересы.
Неважно, как ты интерпретируешь содержание 9-го пункта Трехстороннего заявления, если ты не можешь заставить две другие стороны, подписавшие это заявление, приспособить его под свои интересы или проводить политику, соответствующую хотя бы интересам одной из них.
Я понимаю тупик, в который попал Пашинян. Он не может отозвать свою подпись из документа от 9-го ноября, потому что ни на западных площадках, ни в двусторонних переговорах он не подписал ни одного документа, эквивалентного документу о прекращении огня.
Таким образом, если Пашинян отзовет свою подпись, это может рассматриваться как casus belli.
Однако casus belli может быть также и в том случае, если мнения Пашиняна в Москве и Баку будут рассмотрены как манипуляция. Реакции МИД Азербайджана и России именно на это и указывают.
Итак, в чем же выход?
Надо идти на переговоры, в первую очередь с Россией, через нее с Азербайджаном, чтобы найти решения по вопросу разблокирования коммуникаций, которые не несли бы столь больших рисков для суверенитета Армении и не ставили бы под угрозу территориальную целостность нашей страны.
Политолог Сурен Суренянц
ИАЦ «VERELQ»