С 1988 ведущий артист и художественный руководитель Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр.
Евгений Петросян родился 16 сентября 1945 года в Баку. Его родители были далеки от мира искусства (отец - математик, а мать - инженер) и мечтали о том, чтобы их сын пошел по их стопам. Но тот, судя по всему, унаследовал любовь к сцене от своего дяди, который в молодости играл на сцене, пел куплеты на эстраде, но затем стал парикмахером. Именно он, узнав о том, что его 12-летний племянник хочет стать артистом, посоветовал ему пойти в библиотеку и не только прочитать все книги о системе Константина Станиславского, но и тщательно их законспектировать. Затем свою лепту в приобщении юноши к искусству внесли его сестра и тетя. Вот как Евгений Петросян сам вспоминает об этом:
«Вторая половина 50-х. Город Баку. Артист А. Розовский читает рассказ «Укушенный» - сестра привела меня на «устный журнал». Я давлюсь от хохота. Розовский играет сразу две роли - человека, неудачно пообщавшегося с собакой, и медсестру, которая вместо того, чтобы немедленно сделать укол, заполняет длиннющую анкету.
Потом я не сплю всю ночь. Вот! Таким артистом я хочу стать и обязательно стану. Я запомнил рассказ полностью. Интересно, а если я прочитаю его со сцены, будет зритель так же смеяться? Какая радость царила в зале во время выступления Розовского! Какое счастье быть таким веселым артистом!
Потрясающая новость: у моей тети появился телевизор! Я начну ходить к ней каждый вечер и не пропущу ни одной передачи.
В один из вечеров показали концерт из Москвы, в котором выступал Аркадий Исаакович Райкин. Такое просто невозможно! Так не бывает! Когда я смотрю этот концерт мне даже щекотно становится...»
Первый сценический опыт Евгения Вагановича произошел в школе - классе в пятом-шестом он вызвался выступить на школьном вечере с рассказом В. Ардова «Укушенный», который услышал когда-то в исполнении А. Розовского. Выступление Петросяна имело успех, после чего кое-кто из сверстников стал называть его «артистом» (родители же по-прежнему не верили в сценическое будущее своего отпрыска).
В 1958 году Евгений Петросян предпринял первую попытку утвердиться на самодеятельной сцене. Он пришел в клуб Шаумяна, где набирали самодеятельную эстрадную труппу, и прочитал фельетон «Человека забыли». ...В труппу его приняли, несмотря на то что он самый младший - ему всего лишь тринадцать лет. Вскоре состоялось его первое боевое крещение на публике, причем читать ему пришлось все тот же фельетон «Человека забыли».
Вспоминает Петросян: «Потрясающе! Первый раз вышел на сцену настоящего клуба. Меня объявили: «Выступает Евгений Петросян!» Я подошел к микрофону, яркий свет ослепил меня. В рампе были очень сильные лампочки. Смотрю в зал, а там только огромное черное пятно. Но понимаю, что это ничего не значит, публика видит меня хорошо - вот главное...
Незабываемое ощущение смеющегося зала. Мне окончательно ясно, что жить без этого я не смогу...»
Именно в середине 60-х годов, когда Евгению Петросяну едва исполнилось 20 лет, он женился в первый раз и вскоре стал папой - в 1966 году у него родилась дочь Виктория.
29 ноября 1961 года состоялось первое упоминание Евгения Петросяна в прессе.
«В 1960 году Е.В. Петросян поступил в труппу Народного драматического театра под руководством Валентина Валентинова. Его первыми ролями там были: инспектор полиции в пьесе «Доброго пути, Долорес» и старый рабочий Уста-Мурад в пьесе «Осенние листья». С последней ролью связано первое упоминание фамилии Петросяна в прессе. Случилось это 29 ноября 1961 года, когда в одной из бакинских газет некий корреспондент написал: «...И рядом с ними блеснул настоящим комическим дарованием самый молодой артист, десятиклассник Евгений Петросян, играющий оператора Уста-Мурада.
Звание лауреата принесло Евгению Вагановичу и материальную выгоду - наконец-то после почти десятилетнего скитания по чужим квартирам он получил отдельную квартиру на Садовом кольце. Вместе с женой и дочерью Петросян переехал в нее в конце 1971 года.
Тогда же произошло «боевое крещение» на эстраде дочери Петросяна - шестилетней Вики. В концерте в честь 8 Марта она выступила с небольшим стихотворением «Про папу». Поначалу зрители восприняли девочку как просто юную артистку, но когда, закончив номер, она обратилась к Петросяну со словами: «Папа, пойдем домой!», зал догадался, кто она на самом деле, и буквально зашелся от восторга.
В те же годы произошли изменения и на «личном фронте» артиста. В начале 80-х он развелся со второй женой, а в 1986 году женился в третий раз - на актрисе своего же театра Елене Степаненко.
Рассказывает Евгений Петросян: «До Елены Григорьевны у меня было две жены. Расстались не потому, что они были плохие, а я хороший - или наоборот. Просто они не выдерживали физически и морально моей двадцатичетырехчасовой занятости работой, которой у меня все подчинено. Они обижались, даже скандалили. И я осознавал в какой-то мере их правоту. А Елена была актрисой моего театра. И шесть лет мы друг на друга не обращали внимания. Елена увидела мою жизнь до того, как возникли чувства. Она поняла, на что идет, ведь я - человек, увлеченный своим делом. Поняла и решила: сможет с этим справиться…»
20 сентября 1962 года состоялся дебют на столичной сцене актера Евгения Вагановича Петросяна.
«Случилось это 20 сентября 1962 года в программе «В жизни раз бывает 18 лет!». Программа была приурочена к открытию второго сезона Театра эстрады на Берсеневской набережной. Правда, чтобы выйти на эстраду в этой программе, Евгению Петросяну пришлось пойти на определенные жертвы. Во-первых, ему пришлось взять себе псевдоним - Петров (на этом настоял Маслюков (руководитель Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ) Леонид Семенович Маслюков - В.К.), объяснивший, что псевдоним взят в честь знаменитого сатирика, одного из авторов бессмертных «Двенадцати стульев» Евгения Петрова), во-вторых, выкрасить волосы в рыжий цвет (на этот шаг Петросяна вынудил пойти С. А. Каштелян, который из личных сбережений выделил ему рубль и отправил в парикмахерскую на улице Горького).
Вспоминает Петросян: «Я не сразу появился на сцене со своим фельетоном. Первые номера шли без объявлений - у зрителей имелись программки. Теперь я понимаю, что Маслюков не хотел выпускать мой фельетон на «неразогретую» публику.
В середине первого отделения я выбежал на сцену в школьном костюме: «Добрый вечер, здравствуйте! Так всегда выходит и говорит конферансье... Правда, я еще не настоящий конферансье... Правда, я еще не настоящий конферансье, я только учусь... Вот сегодня у меня практика...
«В жизни раз бывает 18 лет!» Раз так называется программа, руководство решило, что конферансье должно быть ровно восемнадцать. А вот мне как раз восемнадцать. Мне и поручили роль конферансье. Правда, работа временная, как только мне стукнет девятнадцать, мне сразу - «будь здоров!»
Публика громко засмеялась, это меня очень воодушевило - я, кажется, не проваливаюсь! Дальше речь шла о проблемах молодежи, о взаимоотношениях отцов и детей, о профессиях, об отдыхе, о женитьбе, о мечтах и прочем...
Публика продолжала смеяться и аплодировать, у меня появился кураж, я объявил выход артистки и убежал, высоко подпрыгнув... В зале опять засмеялись. А! Значит, прыжок понравился, надо его зафиксировать. Я быстро переоделся во время выступления певицы и вышел уже в черном костюме. Вышел и произнес: «Вот, для практики спецовку выдали!..»
За кулисами появился Алексеев.
- Поздравляю! В зале много актеров: Менакер, Сергей Бондарчук, Марк Бернес, Клара Лучко, Лукьянов. Вы им понравились! Но учтите, вы переборщили с прыжками «козлом», у вас что, нет чувства меры? Нельзя же это делать после каждого номера. А за сам прыжок, как за импровизацию, хвалю...»