В горах на севере Израиля археологи обнаружили небольшой каменный артефакт огромной важности. Этот предмет - печать возрастом 2 800 лет и представляет собой «недостающее звено» в эволюции популярного мотива, который встречается в Библии и греческой мифологии, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Near Eastern Archaeology. Обнаруженная во время археологических раскопок в Тель-Хазоре в 2022 году, печать изображает драматическую последовательность битвы. По словам автора исследования Кристофа Уэлингера, на ней изображена человеческая фигура с копьем, сражающаяся с семиглавым змеем. На периферии сцены также видны грифон, скарабей и пара обезьян. Печать длиной около 1,5 дюйма датируется 800-750 гг. до н. э. Она, скорее всего, была изготовлена израильтянаями или финикийцами, считает ученый. Мотив о герое, убивающем семиглавого змея, намного старше самого артефакта: впервые он появился около 2500 лет до н. э. в Месопотамии. Оттуда этот мотив начал распространяться по региону, появляясь в древних текстах на территории современной Сирии, откуда он попал в еврейскую Библию. В Израиле герой превратился в Яхве - ивритское имя божества - сражающегося с левиафаном, говорит Уэлингер. Спустя столетия он появился в христианской Библии - змей-зверь, сражающийся с ангелом. Этот же мотив появился и в греческой мифологии в образе Геракла, сражающегося с гидрой, многоголовым змееподобным существом. Повсеместное распространение этого изображения - пусть и с тонкими вариациями - долгое время озадачивало исследователей, которые мало что знали о его распространении в первом и втором тысячелетиях до нашей эры. Эта находка подтверждает гипотезу о том, что этот мотив распространился из Угарита в северной Сирии через Финикию в Израиль. «Финикийские писцы/ученые, вероятно, сохранили и передали традицию, которую они, возможно, унаследовали от Угарита (древнего города в Сирии), начиная с позднего бронзового века», - рассказал Уэлингер. Однако как именно