Внимание!!!
Вы просматриваете сайт как незарегистрированный пользователь! Просим Вас зарегистрироваться! Для начала регистрации кликните по этому тексту.
Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

14:10
Дело Лапшина может иметь серьезнейшие последствия для урегулирования карабахского конфликта – политолог
13:50
В Ереване за четыре дня проверили 58 бензозаправочных станций
13:10
Армянка Глэдис Береджиклян избрана премьер-министром австралийского штата Новый Южный Уэльс
12:40
В Ереване 24-25 января в ночные часы ожидается -14...-16°C
12:30
Ереванский аэропорт «Звартноц» работает в нормальном режиме
11:50
В Астане стартуют переговоры по сирийскому урегулированию
11:30
Выборы в Армении: П.Айрикян присоединится к альянсу бывших глав МИД и Минобороны В.Осканяна и С.Оганяна
11:20
Миссия ОБСЕ 24 января проведет плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана
10:50
Минтранс Армении предупреждает о тумане и гололеде на ряде автодорог республики
10:30
Убит военнослужащий Армии обороны НКР
13:00
Стартапы в Шираке
11:45
Серж Саргсян: В закупке вооружений Армения должна вести точный расчёт
11:00
Окно в Иран и для Ирана
10:45
L'Orient Le Jour: На митинге памяти Динка была и писательница Эрдоган
09:45
АНК требует перенести парламентские выборы на конец апреля
09:30
ИТ-сфера готова решать поставленные Минобороны задачи
09:00
Выдающийся учёный и новый человек
Все новости
» » Что за камни такие: «вишапы»?

Что за камни такие: «вишапы»?

Категория: Достопримечательности
120
0
Что за камни такие: «вишапы»?
Турист незнакомый с Арменией очень удивится, увидев в парках и жилых кварталах Еревана огромные камни с простым рисунком: лежачие или стоячие. Их называют «вишапы». Вишап в виде рыбы ныне лежит в парке напротив Драматического театра. Есть вишапы у мемориала Сардарапатскому сражению. Один вишап ныне стоит у музея Мецамор. Некоторые оставлены там где найдены: в селах, на склонах Арагаца и Гегамского хребта.

Вишапы (дракон) - камни характерны лишь для Армянского нагорья. Их ставили в горизонтальном или вертикальном положении. Те что ставили в горизонтальном положении имеют форму рыб, чаще сома – есть глаза, чешуя, хвост и жабры. Встречаются вишапы в виде сидячего быка, голова которого покоится между передними ногами – вероятно, приносимого в жертву. Бык также связан с культом воды. Согласно древней армянской легенде бык своими рогами разрывает облака, вызывая дождь. Гром – это рев быка. Есть камни в виде барана. Иногда на камне изображена лишь шкура животного (быка или барана), растянутая на кольях. На камнях могут быть рельефные изображения: волнистые линии, изображающие струи воды. Встречаются камни в виде птиц - журавли или аисты, реже змеи.

Все вишапы сделаны из цельного камня – базальта. Высота стоячих и длина лежачих камней от трех до пяти метров, шириной более полуметра.

Это божества воды, плодородия и пастбищ, их находят исключительно у родников, в верховьях рек и каналов. Ныне известны более 80 таких камней.

Неизвестно с каких пор они потеряли свое значение. Клинопись урартийского периода обнаруженная возле храма Гарни датируется 8 веком до н.э. сделана на камне-вишапе. Значит в то время они уже не почитались. Эта находка позволяет датировать вишапы доурартским временем, то есть, по крайней мере, началом I тысячелетия до н. э., а скорее всего II тысячелетием до н. э.

Армения страна чудес и сюрпризов. Сюрпризы ожидают не только туристов, но и археологов. Казалось бы вишапы обнаружены давно и считаются хорошо изученными. Однако в этом тысячелетии археологи и этнографы получили новую информацию. При раскопках были обнаружены захоронения вишапов. Пока не ясно с какой целью камни-вишапы были похоронены.

Однако эти камни не всегда назывались вишапами. Издревле эти изваяния олицетворяли добрых духов воды.

Под давлением персов, в VI—V веках до н.э. персидская мифология вписывается в армянскую. Тогда верховного бога Ара переименовали в Арамазд. Имя происходит от парфянской формы имени зороастрийского бога-творца Ахура Мазда (Ормазд). А духи воды стали злыми драконами – вишапами. Слово вишап в армянский язык пришло из персидского.

Рассмотрим подробнее. Персия с незапамятных времен занимала земли бедные водными ресурсами. Поэтому в их мифологии появляются злые драконы – хранители воды – вишапы. Армению в те далекие времена называли: «страна Наири» - страна рек. Армения всегда была богата водными ресурсами: реки, озера, водопады – их достаточно много на территории Армянского нагорья. Духи воды – хранители воды считались добрыми. Каменные изваяния ставили у всех водоемов.

Духи воды связывали с культом Астгик - богини воды. Астгик также богиня любви и возлюбленная бога огня и грозы Ваагна. Народ верил, что после любовных игр Ваагна и Астгик идет дождь. Излюбленным местом купания Астгик считался водопад Гур-гур впадающий в реку Арацани. (гургурел – ласкать) Богине Астгик посвящен праздник Вардавар, который праздновался и празднуется до сих пор в самый жаркий день лета. Вардавар – праздник цветов и воды. (вард – роза) Роза – самая почитаемая из цветов – символ богини. Люди весь день: с утра до вечера обливают друг друга водой. Народ верит, что эта вода приносит здоровье и удачу, смывая болезни и несчастья.

Как только духи воды стали вишапами потребовался драконоборец. Им стал Ваагн возлюбленный богини Астгик.

Как называл народ духов воды до появления вишапов? Неизвестно. Однако народ сохранил древние ритуалы и исполнял их в годы засухи вплоть до середины прошлого столетия.

В более поздних легендах вместе с Астхик встречается имя еще одной женщины, связанной с водной стихией Цовинар – морская богиня, капризная повелительница бури. Играя в облаках, Цовинар меняла погоду по настроению, посылая на землю то живительный дождь, то разрушительный град. Во время засухи дети изготавливали куклу Нури, олицетворявшую Цовинар, и носили ее из дома в дом по всей деревне, распевая ритуальные песни, в которых просили богиню послать им дождь, чтобы осенью был богатый урожай.

В городе Сисиан области Сюник в саду музея истории можно увидеть каменных барашков – это те самые духи воды найденные у родников, истоков рек. Здесь никто эти каменные изваяния не называл вишапами. Их считали священными камнями, на которых приносили в жертву барана.

В послевоенные годы прошлого века случилась засуха. Снега выпало мало, весной дождей выпало меньше обычного, а лето выдалось жаркое, засушливое: ни капли дождя за два месяца. Реки обмелели. Крестьяне забеспокоились: урожай погибал на полях, солнце выжгло всю траву и корма для скота не заготовить. Вместо прохладного ветра, с гор дул знойный ветер. Дождь был жизненно необходим.

Вспомнили о древних ритуалах. Сначала нужно было задобрить морскую богиню – Цовинар. Дети сшили куклу Нури и ходили с ней из дома в дом, распевая ритуальные песни с просьбой к Цовинар: послать дождь. Однако это не помогло и тогда старцы вспомнили свое детство: как их деды однажды провели обряд, вызвавший дождь. Метод проверенный веками требовал на жертвенном камне принести в жертву барана. Жертвенное животное следовало купить на общие деньги. Парни шли по дворам, крестьяне давали продукты – кто что мог: зерно и муку, яйца и сыр, сушенную фасоль. Продукты продали на рынке, а на вырученные деньги купили барана.
На следующий день, рано утром вся деревня нарядилась, как на праздник, и, с песнями и танцами, направилась к жертвенному камню, расположенному высоко в горах, откуда берет начало горная речка. Жители села дошли до скалы. Дальше, к камню поднялись самые выносливые, ведя за собой барана. На площадке под скалой юноши и девушки встали в круг, плясали и пели ритуальные песни. Там, на камне барана принесли в жертву. Очевидцы – наше старшее поколение, утверждают, что поздним вечером пошел долгожданный, благодатный дождь.

Обсудить на форуме

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии