Армяне на просторы Украины пришли очень давно. Сегодня исторически достоверно ответить на вопрос где и когда были основаны первые армянские поселения на украинской земле невозможно. Однако известно, что уже в XI веке, завоевание исторических армянских территорий турками-сельджуками, привело к массовому исходу армян со своей исторической Родины в разные уголки мира. Именно в то время армянские переселенцы пришли на северное побережье Черного моря, откуда распространились на северо-запад. Из исторических источников известно, что уже в 1047 году существовала армянская колония в Кафе (современная Феодосия, бывшая генуэзская колония в Крыму), а в начале XII века – в Киеве.
На территории Галиции армяне появились в X-XI столетии, хотя существует предположение, что они были приглашены в Галицию королем Данилом Романовичем в середине XIII столетия. Наиболее вероятно, что армянские поселения на галицкой земле существовали уже в X столетии, а королем Данилом армяне, как умелые строители и ремесленники, были приглашены для участия в основании нового города, который получил свое название от имени сына короля – Льва. Это наиболее вероятная версия того, с какого именно времени во Львове появились армяне. Существует предположение, что армянские ремесленники и торговцы расположили первое свое поселение возле Замковой горы, вблизи главного торгового пути. Шло время, город жил и развивался. В 1356 г. Львову было предоставлено Магдебургское право. Это событие стало важной вехой в жизни жителей, и оказало влияние на дальнейшее развитие города. Именно в это время начинается формирование средневекового ядра Львова со строительством вокруг него оборонного вала и крепких стен. Армянское поселение оказалось в центральной части города и, именно с этих пор, началось развитие армянского квартала. Одной стороной улица, вдоль которой располагались армянские дома, касалась фортификационных сооружений, а другой – выходила на главную площадь города – площадь Рынок.
Что касается численности армянской общины во Львове в то время – то достоверной информации сегодня нет. Однако, можно предположить, что эта диаспора была наибольшей в Украине, ведь в 1364 г. именно во Львове был основан епархиальный центр всех армян Руси и Валахии. Итак, можно обоснованно утверждать, что армянская община находилась возле истоков основания этого города и принимала активное участие в его строительстве. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы, которые сохранилось до наших дней.
Из них известно, что Галицкие князья уже в XI-XIII вв. предоставили армянам привелегированое право селиться на Галицкой земле, формировать свою автономную национальную общину, сохранять собственное исповедование. Именно в этот период (1363 г.) был сооружен Армянский кафедральный собор. Деньги на его строительство дали меценаты – Акоб (Яков) из Кафы и Фанос из Гайсаранца. До сегодняшнего дня достоверно неизвестно имя архитектора этого сооружения. Оно в разных источниках упоминается по-разному: иногда приближенно к итальянскому – Доре или Дорхи, иногда напоминает немецкое - Доринг. Существует и другая версия. В частности, аббат К. Каетанович в своей работе "Кафедральный собор и его окружение" (Львов, 1930 г.) утверждает, что архитектором армянского собора во Львове был армянский зодчий, который построил его по проекту собора в древней армянской столице Ани, а Доре (Дорхи, Доринг) был всего лишь его помощником. Однако, неопровержимым остается то, что зодчий был хорошим мастером, который знал особенности и традиции армянского культового строительства.
История Галицкой земли складывалась непросто, а люди, которые жили на ней, были вынуждены преодолевать испытания, которые выпадали на их долю. Вместе со всеми их преодолевала и армянская община. Из истории известно, что в XIV веке Галицкие земли были завоеваны польскими королями. Во времена правления Казимира Великого (XIV ст.) и Зигмунда I (XVI ст.) на эту землю приходится еще две волны армянской миграции. Это было связано, прежде всего, с разрушением на исторических армянских землях всех основ национальной государственности, в частности, и царства Киликия (конец XIV ст.), что произошло вследствие мощной захватнической экспансии кочевых народов.
Армянская община Львова гостеприимно принимала вновь прибывших. Им помогали с устройством, предоставляли материальную помощь. Надо отметить, что уже в то время армяне играли весомую роль в экономической, общественной, культурной жизни города. Это хорошо сознавали и польские короли, которые, понимая значения торгового и дипломатического опыта армян для экономического развития Речи Посполитой, предоставляя им привилегии. Однако, было и определенное напряжение в отношениях между властью и армянами. Проблема состояла в том, что армяне стойко придерживались своего исповедования, и не желали принимать католицизм. Они хорошо знали, уважали и ревностно оберегали свою историю, национальную культуру и традиции. Именно это позволило им, несмотря на большую географическую разобщенность мест проживания, на протяжении многих тысячелетий сохранять свою национальную самобытность.
Но польская корона проводила политику "ополячивания" народов, населявших Галицию. Поэтому имена львовских армян имеют польское звучание. К национальному армянскому имени присоединяли суффиксы –ович, -евич. Так, например, Торосян становился Торосовичем или Торосевичем, Симонян – Шимоновичем, Степаносян – Стефановичем, Абгарян - Абгаровичем и т.д. Кстати, известная в Галиции фамилия Августиновичей была образована именно таким образом, и принадлежала потомкам армянского королевского и княжеского рода Атабеков.
В XIV-XVI веках, в период расцвета Польского королевства, армянская община Львова продолжала жить и развиваться. В застройке армянского квартала того времени преобладали двух- и трехэтажные сооружения. Почти все жилые дома были построены из камня, и только незначительная их часть – из дерева. Много домов имели дворовые флигели, так называемые "индермахи".
Армянские купцы вели бурную торговлю с Османской империей, Персией, Индией, Россией и многими другими странами. На львовских рынках продавались экзотические "восточные" товары: пряности, ткани, одежда, вино, овощи, ювелирные украшения и т.п. Исторические документы позволяют проследить участие армян в торговле. Известно, что в конце 1484 г. армяне владели 19 магазинами, которые были расположены в центре города на восточной окраине площади Рынок. В конце 1589 г. им принадлежало 22 магазина, а в 1731 г. в их руках было уже 112 магазинов. Для закупки и доставки иностранных товаров на украинскую землю, армянские купцы формировали торговые объединения – караваны. Один караван насчитывал 30, а иногда - 100 подвод. Вместе с армянами в караванах путешествовали украинцы, поляки, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей.
Среди представителей армянской общины было много умелых ремесленников. Уже в XV столетии во Львове славились изделия армянских ювелиров. Они изготовляли изысканные изделия из драгоценных металлов, которые были украшены ценными камнями: бирюзой, сапфиром, гранатом, альмандином, хризолитом и многими другими. Особое признание принесло армянским ювелирам умение украшать ценными камнями оружие. Известны изделия армянского ювелира по имени Тацик. Лишь на одной сабле его работы был инкрустирован 451 драгоценный камень разного размера и формы. Также очень ценилось умение армянских ювелиров украшать оружие неизвестной тогда в Европе глубокой инкрустацией золотом. Такие изделия пользовались большим спросом далеко за пределами Львова. Ценили изделия армянских мастеров польские магнаты и шляхта. Недаром придворным ювелиром польского короля Яна III Собеского был мастер армянского происхождения Бедрос Захаревич.
Много армян были ремесленниками, что работали гончарами, мыловарами, граверами, красильщиками, каменщиками, пивоварами, пекарями, резчиками по металлу, камню и дереву. Однако, деятельность армян не ограничивалась лишь ремесленничеством. Среди них было много выдающихся общественных деятелей, ученых, писателей, художников, которые стали гордостью не только львовских армян, но и всей Галиции.
Говоря про известных общественных деятелей, которые внесли заметный вклад в развитие Львова, необходимо вспомнить: Бартоломея Зиморовича (1597-1677 гг.) – львовского бургомистра; Юзефа Яськевича (1719-1794 гг.) – секретаря короля Станислава Августа Понятовского, советника магистрата и бургомистра Львова; Якуба Теодора Бернатовича (1713-1789 гг.) - председателя армянского суда, львовского бургомистра; Годзимира Малаховского – Налевича (1852-1908 гг.) – адвоката, бургомистра Львова в 1897-1905 гг. Этот перечень выдающихся персон можно продолжить.
О весомости вклада армянской общины в жизнь и судьбу Львова свидетельствует такой исторический факт: в 1672 году турки взяли в осаду город. Для переговоров с ними была направлена делегация, в которую, в соответствии с установленной традицией обязательно входили армяне, так как были мастерами дипломатии и знатоками иностранных языков. Делегации удалось убедить турок не захватывать город штурмом. Однако, завоеватели потребовали за это 80 тысяч золотых дукатов и девять заложников из числа наиболее богатых жителей города. Стать заложниками добровольно согласились армяне Рафаэль Бернатович и Гакоб (Яков) Яськевич. Это один из примеров глубокого патриотизма, ответственности, высоких моральных качеств и принципов этих людей. Из истории известно, что Рафаэль Бернатович возвратился из турецкой неволи с подорванным здоровьем и вскоре умер во Львове в 1677 году.
Прославились представители армянского народа и достижениями в науке. Следует вспомнить имена Теодора Торосевича (1789-1876 гг.) – ученого-фармацевта, первооткрывателя минеральных источников Моршина, Трускавца, Немирова, Дрогобыча, Великого Любеня и других, члена нескольких галицких и иностранных научных обществ; Пиотра Баронча (1814-1892 гг.) – профессора Львовского университета, историка галицких армян; Мариана-Флориана Огончик-Закшевского (1803-1831 гг.) – доктора медицины, психиатра, фармацевта, исследователя минеральной воды "Нафтуся", основателя курорта "Шкло"; Шимона Кшиштофовича и Гакоба Теодора Минасовича (первая половина XVIII ст.) – докторов философии и медицины; Романа Баронча (1856-1930 гг.) – доктора медицины, известного хирурга, профессора Львовского университета; Юлиана Актавиана Захаревича (1837-1898 гг.) –профессора кафедры архитектуры Львовского политехнического института, по проекту которого был построен в 1877 году главный корпус этого учебного заведения и большое количество львовских зданий, которые сегодня являются визитной карточкой, украшением и гордостью города; Карапета Кеуприляна (XX ст.) – ученого-филолога, преподавателя армянского языка во Львовском университете; Марьяна Тировича (1901-1990 гг.) – историка, автора многих работ по истории Галиции XIX ст. и около четырех тысяч биографий выдающихся людей.
Невозможно не вспомнить имя Игнаци Лукасевича (1822-1882 гг.) – изобретателя керосиновой лампы. До настоящего времени в разных городах Польши сохранились музей, памятник, мемориальные доски, медали и книжки, посвященные его памяти.
Следует также вспомнить о том, что Говганнесом Карматанянцем в 1615 году во Львове была основана типография в которой началось издание книг на армянском языке. Первая печатная книга на армянском языке, вышла во Львове в 1616 году и называлась "Псалтырь Давида" (сегодня сохранен единственный экземпляр этой книги). До этого времени книги на армянском языке издавались только в Венеции, Париже, Падуе, Стамбуле и Риме.
Весомый вклад сделали армяне и в развитие искусства. Мало кому сегодня известно, что выдающийся пианист, педагог, дирижер, композитор, любимый ученик Шопена, один из основателей Галицкого музыкального общества, а со временем и консерватории, Кароль Микуля (1819-1897 гг.) был армянского происхождения.
Основателем "Союза львовских художников-графиков" (1932 г.) и одним из основателей львовской группы художников-авангардистов "Артес" стал Людвик Тирович – младший (1901-1958).
До сих пор во Львовской картинной галерее хранятся работы армянских художников. Следует отметить картины Юрия Шимоновича (около 1660-1711 гг.); Яна Рустема (1762-1835 гг.); Рафэла Гадзевича (1803-1886 гг.); Александра Августиновича (1856-1944 гг.); Генрика Родаковского (1823-1894 гг. ); Каетана Стефановича (1858-1920 гг.); Людвика Тировича-младшего (1861-1930 гг.) и многих других.
Итак, армяне живут во Львове со времени его основания. Они внесли весомый вклад в экономическое, духовное, культурное развитие города, способствовали формированию того Львова, который мы знаем и любим. Наверное, невозможно сегодня представить полноценную экскурсию по городу, не побывав на улице Армянской, которая, словно старая аристократка, старается сохранить остатки прежней красоты. Здесь все дышит историей. Узенькие дворы, дома, окутанные туманом времени, молчаливо хранят свои тайны. Однако, нужно уметь слушать и смотреть, и тогда древние камни "заговорят", приоткроют завесу истории, и человек окажется в неповторимом, привлекательном и манящем мире древнего армянского квартала.
Второе рождение Собора.
18 мая 2003 г. во Львове произошло знаменательное событие не только в жизни армянской общины Прикарпатья, но и для всех армян, проживающих в Украине. Католикос Всех армян Гарегин II торжественно освятил Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы Армянской Апостольской церкви.
Немного истории. В 1256 году русский князь Данило Галицкий основал у подножия горы Высокого Замка город Львов. К тому времени на этом месте уже существовало русское поселение — Под-замче. Среди множества сооружений здесь стоял и армянский монастырь Ачкатар с церковью святой Анны, по некоторым источникам, эта церковь была построена в 1183 году.
В1349 году городом Львовом и Галицией овладела Польша. В 1360году поляки заложили, южнее старого города, новый Львов с центральной площадью «Рынок» и оборонительной стеной в виде неправильной трапеции.В новом городе проживало много иностранцев. Армянским поселенцам были выделены северные кварталы города, которые составляли около одной пятой части города.На Армянской улице в 1393 году закончилось строительство церкви Успения Святой Богородицы. А в Подзамче, недалеко от площади «Старый Рынок», были построены две армянские церкви — Сурб Акоп в 1400 году и Сурб Хач в 1629 году. После основания нового города Подзамче получило на-званиеАрмянскаяторговая сторона. Здесь протекала Армянская речка, через которую проходил Армянский мост, стояли Армянская баня и жилые дома. В настоящее время по этим местам проходит улица Б. Хмельницкого, сохранилась площадь «Старый Рынок», а из четырех церквей уцелела только одна — Армянский собор.
На протяжении столетий Львов развивался и хорошел, как город торговый, поэтому его экономическим и административным центром являлась площадь «Рынок». С незапамятных времен львовские армяне жили на трех Армянских улицах(Верхней, Нижней и Поперечной), а также на улицах Русской и Краковской, армянам принадлежали и некоторые дома на площади «Рынок».
Армяне во Львове имели также свою типографию. Печатание армянских книг во Львове было одним из средств сохранения своей национальной культуры. Книгопечатание явилось замечательным вкладом армян в историю культурной жизни Львова. Имеются упоминания о том, что уже в 1600 годуульвовс-ких армян была своя типография и вседелалосьдлятого, чтобы расширить эти возможности. В 1616 году армянином Яном Кармадяном была основана воЛьвове новая типография, которая 15 декабря 1616 года выпустила первую книгу — Псалтырь. Позже были напечатаны астрологические и медицинские произведения.
Великий польский просветитель Гжегож Пирамович (Григор Пирумян. 1735-1801) родился в семье армянского купца во Львове. Он стал одним из крупнейших реформаторов польского просвещения. Историк Садок Баронч в своих монографиях показал своим соотечественникам славу и героическое прошлое армянского народа, влиял на подъем национального самосознания. С. Баронч способствовал обновлению армянских национальных учреждений в Галиции, принимал непосредственное участие в восстановлении памятников армянской архитектуры, в строительстве армянских школ и общежитий. То, что прошлым Украины интересовался историк-армянин, разбудило среди украинской общественности интерес к жизни армян.
Таким образом, деятельность С. Баронча, служившая и армянскому и украинскому народам, способствовала более близкому взаимному ознакомлению обоих народов, и его следует считать одним из первых выразителей армяно-украинской дружбы в науке. Одним из наиболее деятельных членов армянской общины Львова был Теодор Торосович. Он родился в 1789 году в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск). Окончил местную гимназию и Венский университет. С 1812 г. работал в аптеках Львова, в 1819 году открыл свою аптеку и вел весьма плодотворную научно-исследовательскую деятельность. В Трус-кавце — всемирно известном курорте — установлена мемориальная доска со следующей надписью: «Первоисследователю лечебных минеральных вод курорта Трускавец Теодору Торосовичу, 150-летию основания курорта. 1827—1977».
Армянские поселенцы с присущей им энергией активно создавали необходимые условия существования и процветания поселений. Во Львове есть памятники плодотворной жизни армян, которые говорят сами за себя и в особых пояснениях не нуждаются. Но эта область, к сожалению, еще недостаточно изучена — богатые материалы архивов и библиотек Польши и Западной Украины ждут своих исследователей.
18 мая 2003 года во Львов на праздник освящения Кафедрального Собора Успения Пресвятой Богородицы Армянской Апостольской церкви съехались представители армянских общин Харькова, Днепропетровска, Киева, Донецка, Черкасс, Одессы, Крыма и других городов Украины. Значимость события была подчеркнута присутствием высоких официальных лиц и приглашенных гостей, среди которых — всемирно известный певец, артист и общественный деятель Шарль Азнавур, первый президент Украины Леонид Кравчук, председатель Национального Собрания Армении Армен Хачатрян, президент Армянской Академии наук Фадей Саркисян, ректор Ереванского Университета Радик Мартиросян, гости из Италии, Англии и многие другие. Церемония освящения храма прошла при огромном количестве прихожан, которые хотели видеть своими глазами всю красоту, величие и традиционность, с какой проводил Католикос Всех армян Гарегин II эту святую миссию.