Исторически сложилось так, что еще в 301 году армяне первые в мире добровольно приняли своей верой христианство и с тех пор, несмотря на гонения и притеснения веру не поменяли. Даже, несмотря на то, что из-за их вероисповедания, армяне подверглись в 1915 году резне на религиозной почве, получившей название Геноцид армян. После, в Нагорном Карабахе опять остро встал вопрос веры и приверженности, не желания прогибаться и быть никем не тронутыми. Поэтому смело можно считать, что армянский народ выстрадал и доказал свое отношение к вере и к Богу.
В доказательство серьезного отношения и позиции «стоять на своем», армяне воздвигали на многочисленной территории, как Армении, так и поселений этнических армян сооружения, получившие название Хачкар. Дословно, в переводе с армянского, хачкар означает «камень-крест», что полностью описывает внешний вид этих архитектурных сооружений.
Итак, хачкар представляет собой некое архитектурное сооружение в виде каменной плиты и вырезанным посередине крестом. Зафиксированных, определенных правил, касаемо высоты плиты, украшения креста нет. Все это делалось «на глаз» и для армян это было своего рода выражением своей набожности, отдушиной и чем-то «своим». Нигде, кроме Армении и никем, кроме армян хачкары не воздвигались.
Исторически сложилось, что каменные плиты, очень напоминающие хачкары, своего рода предшественники, устанавливались на местах каких-либо воинских сражений, памятных мест и для обозначения обжитой территории. В старину, подобие хачкара можно было встретить у окраин деревень и поселений.
С принятием христианства, армяне придумали уникальный и абсолютно новый вид выражения приверженности своей религии. До того, как было придумано воздвигать данные каменные сооружения, очень часто можно было встретить деревянные кресты, которые в доли секунд уничтожались ярыми противниками христианства. Поэтому и было решено вместо дерева использовать камень, так как его невозможно сжечь, а значит, чтобы уничтожить данный памятник потребуется не только фанатичное отношение противников христианства к данной религии, но еще и усилия.
Разумеется, первые хачкары не были снабжены какими-то украшениями и не напоминали произведения искусства. Было все предельно просто: в каменной плите вырезался крест. И только спустя некоторое время, армянские мастера начали подходить к оформлению и к работе над хачкарами творчески, проявлять фантазию и свое творческое воображение. Именно из-за этого, армянские историки и искусствоведы разделяют хачкары на ранние и поздние. Ранние хачкары мы рассмотрели, давайте посмотрим их отличие от поздних.
В поздние хачкары стали вкладываться не только религиозные понятия, но и чувство творческого и прекрасного. Мастера долго выбирали породу, из которой создавалось основание хачкара и сама плита, подолгу трудились над размерами камня и, самым долгим, было оформление креста. Кстати, мастеров своего дела, знакомивших людей с прекрасными произведениями искусства, месяцами трудившимися над, казалось бы, обычным камнем, называли «варпетами». Варпеты днями и ночами трудились и вырезали различные изображения на заднем фоне креста. Это могло быть что угодно-от цветов и различных витиеватых украшений, до воинов с саблями, и зависело от того, где планировали установить хачкар.
Учитывая тот факт, что в Армении большое количество туфовых месторождений, варпеты стали использовать туф для своих хачкаров. Практически все, ныне сохранившиеся в Армении, хачкары изготовлены из этой легкой, пористой и отличающейся своей декоративностью породы камня.
Ко многим хачкарам многие армяне и туристы из разных стран приезжали и, приезжают по сей день, как к настоящему мемориалу, к силе, способной исцелить или направить на путь истинный. К таким относится хачкар, получивший название «Цасум», что в переводе с армянского означает «ярость». По поверью считалось, что Цасум способен усмирять стихии и бедствия, от которых страдает человек.
До сих пор у множества экскурсионных туров в любом городе Армении, есть направление, в котором туриста познакомят с известными воздвигнутыми хачкарами, в той местности, куда он приехал с визитом. У каждого хачкара есть своя легенда, своя история, которую гиды с удовольствием поведают гостю их города. Особой популярностью славятся хачкары, воздвигнутые в память героям, погибшим за свою Родину и влюбленным, которые были вынуждены разлучиться из-за классовой разницы, не угодности родителям.