Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

14:00
В Ереване и некоторых областях Армении температура воздуха повысится до + 40
14:00
Министр обороны Армении обсудил с послом США вопросы сотрудничества в оборонной сфере
13:53
В административном комплексе МО РА обсуждены вопросы тылового обеспечения
13:47
ССС провела обыск в кабинете судьи по делу Кочаряна
13:45
Спасатели поймали 1 гюрзу, 2 полозов и 1 краснобрюхого полоза
13:39
Ким Кардашьян показала двухмесячного сына Псалма
13:30
Президент Арцаха Бако Саакян провел встречу с секретарем Совета безопасности Армении Арменом Григоряном
13:29
Милонов предложил бесплатно пускать в баню тех, кому отключили горячую воду
13:22
В России в аварии погибла армянская семья из села Лернакерт Ширакской области
13:15
В российском Челябинске построят первую армянскую церковь
13:00
Министр обороны Армении принял экспертов правительства Великобритании
12:45
«Санитек» обвиняет в своих финансовых трудностях мэрию Еревана
12:30
Глава МИД РФ назвал условие возобновления авиасообщения с Грузией
12:15
Ледники Монблана превращаются в озера из-за аномальной жары
12:00
Бедная Венецианская комиссия: неожиданный поворот
12:00
США ужесточают правила для мигрантов
11:49
Уволился замминистра юстиции РА Тигран Хачикян
Все новости
» » Храм Бдящих Сил: Звартноц

Храм Бдящих Сил: Звартноц

Категория: Достопримечательности
3 081
0
В 642 году католикос Нерсес над темницей Хор Вирап построил часовню напоминающую Звартноц. Может он хотел убедиться в том, что конструкция будет устойчивой? Строительство Звартноца только началось.

Согласно очевидцу строительства храма армянскому историку Себеосу, католикос Нерсес III Строитель в 641 году основал Звартноц на месте встречи царя Трдата с освобождённым из ямы Хор Вирап Григорием Просветителем. Нерсес планировал перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. Весь архитектурный ансамбль был завершен в 660 году.

На церемонии освящения храма в 652 году присутствовал византийский император Константин III. Он был восхищен храмом и пожелал построить такой же в Константинополе. Однако его замыслу не суждено было осуществиться - зодчий Звартноца умер на пути в Константинополь.

Храм был разрушен зелетрясением в 930 году. Со временем на месте развалин образовался огромный холм, из которого выглядывали остатки четырех пилонов (входов). Монах Хачик Дадьян в 1901 году начал раскопки храма. В 1904 году к раскопкам приступил архитектор Торос Тораманян. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Были раскопаны развалины: храма, патриаршего дворца, жилых помещений католикоса и винодавильня.

Несколько лет спустя экспедиции Н. Я. Марра в городе Ани откопала статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрная модель храма Звартноц. Изображение Звартноца обнаружено на барельефах церкви Сен Шапель в Париже.

По реконструкции Тораманяна храм представлял собой круглое трехъярусное сооружение с куполом. Общая высота храма 49 метров, диаметр нижнего яруса 35,75 м. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Храм стоял на многоступенчатой площадке. В церковь вели пять входов.

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Первый ярус Звартноца – тетраконх (4-х лепестковый план) с 6 колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями – все орлы разные. Эти колонны, связаные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо – на нее опирался второй ярус. У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) высокое возвышение, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение: ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, шедший по верху первого яруса. Восточная сторона храма - полукруглая сплошная стена с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея. Снаружи массивная стена из 64-х граней. Второй ярус церкви состоял из 32-х граней, сквозной с трех сторон, его стены опирались на шесть мощных колонн. Третий ярус - высокий многогранный купол.

Звартноц декоративно богато оформлен. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно это имя и портрет зодчего храма.

При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжый туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были из красноватой черепицы.

В 2000 году руины храма и территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зодчий Трдат в 1001—1010гг. в городе Ани построил копию Звартноца: храм св. Григория (Гагикашен). Влияние Звартноца чувствуется во многих храмах Армении: в Аруче, Егварде, Талине, в монастырях Хцконк и Мармашен. Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц.

Что же необычного и загадочного в храме Звартноц?
Если разбираться в символике, то ничего загадочного в храме нет. Звартноц один из немногих христианских святынь, которые в своей геометрии отображают древнейшую дохристианскую символику.

Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, а горизонтальная линия - Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира – Свастику - символ Солнца. Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении. Орёл – символ Солнца, известный символ Египта и Шумера перекочевал в Армению.

В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. Зодчие армянских храмов раннего Средневековья могли быть гностиками.

Круглые здания подобные Звартноцу в древности воздвигались для культового служения (мистерий) и Посвящения. Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение – эпопт - высший Посвящённый.

Звартноц изначально не был популярен в церковной среде – отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. Звартноц мог частично пострадать в 930 году, но не обрушиться - храм разрушался постепенно, не без участия людей. Зодчий Трдат в 1001 году видел Звартноц целым. Ни один храм типа Звартноц не уцелел.

***
пилон – вход - массивные столбы, стоящие по сторонам входа.

тетраконх - в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.

апсида - полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

*****

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии