Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

22:00
Возобновляется процесс обучения в 5-12 классах общеобразовательных школ
21:05
Министр обороны Армении принял посла США
21:05
Генпрокуратура Армении возбудила дело по статье «финансирование терроризма»
21:05
Аэропорт Капана будет на территории Армении: мэр Капана
18:10
Вице-премьер Тигран Авинян принял представителей МККК
17:40
Полицейские подвергают приводу граждан, перекрывших проспект Маштоца
17:40
Министр обороны Армении принял посла РФ
17:40
Проблемы армянской власти в идеях, а не в лицах
17:40
Резолюция Сената Франции – проявление согласия с армянским народом
17:40
Турция продолжает переговоры с Россией по техническим аспектам мониторингового центра в Карабахе
17:40
Moderna сообщила о 100% эффективности своей вакцины против развития тяжелого течения Covid-19
16:40
57% россиян положительно относятся к размещению миротворцев в Карабахе
16:40
Начальник полиции Армении направил послание по случаю Дня полиции Республики Арцах
16:40
Премьер-министр Пашинян провел совещание с участием руководителей правоохранительной системы
16:15
Статус Бердзора до сих пор не определён - WarGonzo
16:15
Минобороны РФ: Режим прекращения огня в Карабахе соблюдается по всей линии соприкосновения
16:15
Имеем дело с патологическим лжецом: «Процветающая Армения» о безответственности нынешней власти
Все новости
Армяне Мира » Новости » Новости от novostiNK » "БОЙ С ТЕНЬЮ" И ОДКБ...

"БОЙ С ТЕНЬЮ" И ОДКБ...

Категория: Новости / Новости от novostiNK
599
0
22 октября 2020, 16:31 - Новости -
"БОЙ С ТЕНЬЮ" И ОДКБ...


Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука...

И.А. Крылов



Как известно, понятие "бой с тенью" предполагает отработку боксером техники ведения боя, но не сам бой на ринге. Соответственно, вы можете отрабатывать скорость и технику боя с собственной тенью, но если не ведете бой с соперником, то вряд ли станете квалифицированным спортсменом.

Оценивая практику, принимаемых решений ОДКБ, в определенном смысле можно сделать вывод, что это не военная организация, а некая вывеска разновекторных членов, которых объединяет желание получить некий "политический зонтик" России, несовременное российское вооружение по низким ценам, обучение офицерского корпуса в российских военных вузах и академиях, повышение тактики подготовки собственных войск, а также рассчитывать на военные кредиты РФ. В то же время, когда в повестке военной дипломатии возникает актуальная задача коллективного реагирования, то находится множество причин и спекуляций со стороны членов ОДКБ оставить своего партнера в одиночке и не ввязываться в острые конфликтные проблемы, а по сути, в войну. Что ж, никто не хочет воевать, но если армия отказывается от войны, то ее ждет поражение и капитуляция.

Собственно, так впервые в августе 2008 г. возникла военная напряженность между Россией и Грузией в ситуации югоосетинского конфликта, но никто из стран ОДКБ не поддержал Россию против грузинской агрессии администрации международного афериста Михаила Саакашвили. Затем был Крым, Донбасс и Луганск – российско-украинский кризис 2014 г. И в этом случае Россия осталась одна, без военных союзников по ОДКБ. Угроза международного терроризма в Сирии в 2015 г. вновь вынудила Россию вмешаться и начать миротворческую операцию собственных ВКС. ОДКБ же отреагировала обычным молчанием, будто ее просто нет.

Хотя, к примеру, та же Армения, вроде, должна была не на словах, а в деле поддержать своего главного стратегического союзника. Причин здесь несколько: во-первых, театр боевых действий на Ближнем Востоке (Сирии) проходит в зоне соприкосновения ее интересов и географии; во-вторых, в антисирийском конфликте одним из главных участников выступает соседняя Турция, с которой Армения имеет фактически состояние холодной войны; в-третьих, в самой Сирии проживала представительная армянская диаспора (порядка 150 тыс. чел.), которая оказалась под угрозой со стороны боевых формирований, поддерживаемых Турцией; в-четвертых, опыт сирийской войны, где по другую сторону боевики исламского интернационала в союзе с Турцией, важен был для приобретения соответствующих навыков вероятного противостояния коалиционным силам противника в зоне карабахского конфликта.

По некоторым данным, в то время президент Армении Серж Саргсян предпринимал все усилия для запрета отправки армянских добровольцев в Сирию из опасений негативной реакции США и Турции, что могло бы обернуться для Еревана новой эскалацией военной напряженности в Нагорном Карабахе в форме очередной агрессии со стороны Азербайджана (правда, С. Саргсяну так и не удалось предотвратить азербайджанскую агрессию и 4-х дневную войну в апреле 2016 г.). Серж Саргсян тогда считал, что Армения может согласиться на участие в сирийской контртеррористической операции только в составе коллективных сил ОДКБ. Однако подобного решения Совет глав государств ОДКБ так и не принял.

Справедливости ради следует отметить, что летом 2015 г. армянская сторона в лице героя Арцаха предлагала сформировать добровольческую бригаду для участия в наземной операции в Сирии на стороне России. Данное предложение мотивировалось содержанием армяно-российского военно-стратегического союза, наличием угрозы армянской общины Сирии со стороны Турции и, возможно, внутриармянскими политическими разногласиями. Однако идея армянской бригады не была поддержана самой Россией (хотя армянская бригада могла бы оказаться более эффективной силой в сравнение с чеченским батальоном «Восток», что исключило бы вход турецких сил и операцию «Оливковая ветвь» на севере Сирии).

И, наконец, лишь со сменой власти в Армении, премьер-министр Никол Пашинян принял решение об участии армянского ограниченного контингента миротворцев (врачей и саперов) на стороне России в Сирии. В том числе, как моральный долг армян перед арабским государством за приют части армянских беженцев из Османской империи в период геноцида в начале ХХ в.

И вот наступила осень 2020 г., где турецко-азербайджанский военный союз с использованием тысяч исламских боевиков из стран Ближнего Востока и Азии развязал новую полномасштабную войну против Нагорного Карабаха с целью тотального истребления армян, депортации их из пределов данной исторической области Армении и установления собственного контроля. Фактически Закавказье благодаря политике президента Р. Эрдогана и его младшего брата президента И. Алиева превратилось в зону очередной дестабилизации и новый очаг международного терроризма. Азербайджан регулярно подвергает обстрелу территорию суверенной Армении в расчете навязать Еревану азербайджано-армянскую войну с участием Турции. Армения оказалась в ситуации затяжной обороны под натиском превосходящих сил противника в военной технике и живой силе.

Революционные потрясения в самой Армении весной 2018 г. привели к власти команду либералов во главе с премьером Н. Пашиняном, который в своей политике на российском направлении допустил ряд опрометчивых шагов. В результате, новые власти Армении не добились каких-либо существенных подвижек на внешней арене ни на российском, ни на западном направлениях. Вместе с тем, Н. Пашинян заявляя о том, что "Нагорный Карабах – это Армения и точка" (то ли преднамеренно, то ли в силу отсутствия политического опыта), катализировал процесс возобновления войны с Азербайджаном. Если Армения решила, что Карабах – это ее часть, то о чем вести переговоры с Азербайджаном, о каких компромиссах может идти речь? Однако подобное заявление, очевидно, стало ответом на неуступчивость Баку по части компромисса в форме независимого статуса Арцаха с условием возврата части занятых районов без территориального коридора. Пашинян, хоть и не дипломат с образованием МГИМО, но оказался более неуступчивым армянским политиком и отказался вести переговоры по сценарию поэтапного ухода с Карабаха. Тем более в ситуации, когда во власть в Карабахе вернулся первый командующий Армией обороны НКР, герой Арцаха, генерал Самвел Бабаян.

Несмотря на ежедневные ожесточенные бои и наступательные операции азербайджанской армии, поддерживаемые Турцией и рядом других государств (включая Пакистан, Афганистан, Израиль, Грузия, Белоруссия) с исламскими боевиками, Армия обороны Арцаха применяет грамотную тактику боя в условиях горного рельефа и наносит противнику невосполнимые потери, продолжает контролировать оперативную ситуацию. Вопрос в том, насколько хватит сил карабахским армянам противостоять названной коалиции в условиях блокады? Уничтожение мирных городов и населенных пунктов Карабаха со стороны дальнобойной артиллерии и боевой авиации Азербайджана фактически превратило территорию Арцаха в военный полигон. Армянам некуда отступать, кроме обороны и контрудара.

Но чем отвечает мировое сообщество на очередное преступление 80-ти миллионной Турции и 10-ти миллионного Азербайджана против 150-ти тысячного Карабаха и 2,8 миллионной Армении? Одними призывами и декларациями, но не признанием независимости Арцаха. Действительно, президент Франции Э. Макрон оказался первым лидером ведущей державы, кто стал называть вещи своими именами (в частности, признал факт участия Турции и исламских боевиков в карабахском конфликте на стороне Азербайджана, критически оценил данную политику президента И. Алиева). Но Париж не предоставил армянам Карабаха более действенной помощи в условиях войны. Лишь Россия пытается внести реальный вклад в прекращение боевых действий, хотя бы установление гуманитарного перемирия для обмена пленными и телами погибших. И в этой ситуации ОДКБ оказалась в состоянии бездеятельности.

В начале кризиса ОДКБ обратилась с дежурным призывом к конфликтующим сторонам о прекращении войны и мирном урегулировании карабахского вопроса. Затем в секретариате Организации отмечали, что Армения не представила факты обстрелов ее территории со стороны Азербайджана. Динамика нарастания конфликта привела к ситуации, когда 8 октября 2020 г. генеральный секретарь ОДКБ С. Зась в интервью РИА "Новости" отметил, что согласно нормативным документам Организация может вмешаться в текущий конфликт в двух случаях. В частности, если:

1) "создаются реальные угрозы для безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности любого из наших государств-членов ОДКБ. Тогда оно вправе обратиться в ОДКБ, приводится в действие механизм консультаций межгосударственных, в том числе экстренных, и оказывается необходимая помощь или поддержка этому государству по его запросу";

2) налицо агрессия, военное нападение против страны-члена ОДКБ. "В этом случае это рассматривается как агрессия против всех наших государств, и в этом случае также по запросу нашей страны объекту агрессии незамедлительно оказывается всяческая помощь, в том числе военная".

В ситуации карабахской войны фактически имеют место два случая, связанные с реальными угрозами и фактической агрессией Азербайджана против Армении – члена ОДКБ. Однако Ереван пока что не обращается в ОДКБ за помощью, что стало бы прецедентом. Почему же не следует такого обращения? Быть может, Армения не желает расширения карабахской войны с втягиванием собственной территории под удар турецко-азербайджанских войск по аналогии Сирии. Возможно, Армения не уверена в поддержке ее просьбы со стороны практически всех, кроме России, членов ОДКБ. Вряд ли можно представить, что тюркские страны Казахстан и Кыргызстан вместе с проазербайджанским режимом Белоруссии согласятся на военную помощь Армении в противостоянии агрессии Азербайджана.

Спустя еще неделю, 14 октября руководитель секретариата ОДКБ С. Зась заговорил о том, в каких случаях Организация может задействовать миротворческие силы по поддержанию мира в зоне карабахского конфликта. Понятно, что никакая военная организация по одному телефонному звонку не вступает в тот или иной военный конфликт. Необходимо соблюдение соответствующих процедурных требований – коллективные обсуждения и решения соответствующих органов самой организации (в данном случае Совета коллективной безопасности ОДКБ).

В частности, решение Совета коллективной безопасности ОДКБ о проведении миротворческой операции готовится после одобрения Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Для оценки военно-политической обстановки в зоне конфликта и выработки предложений о целесообразности операции и ее масштабах решением Совета коллективной безопасности ОДКБ создается специальная группа.

При этом Станислав Зась отмечает, что подобное возможно только при получении мандата Совета Безопасности ООН, чего пока ОДКБ не имеет и планирует в 2021 г. запросить подобный мандат. Иными словами ОДКБ не может участвовать в миротворческой операции в Карабахе на момент октября 2020 г. Получается, что сама организация фактически существует с 1993 г., то есть с момента подписания Ташкентского Договора коллективной безопасности, но в течение 27 лет ОДКБ, будучи военной организацией, так и не позаботилась о подобном мандате ООН. А в чем же ее суть? Интересно узнать, а какое разрешение и чей мандат получила Турция для участия в военной операции в Сирии, да и собственно в агрессии против Карабаха? Или НАТО, в которой состоит Турция, давала Анкаре такой мандат?

Наконец, пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов вообще удивил публику, заявив, что ОДКБ может проводить подобную операцию только с согласия всех конфликтующих сторон (то есть и страны - члена ОДКБ и страны - не члена ОДКБ). И каким образом В. Зайнетдинов представляет себе ситуацию, что Азербайджан с Турцией, осуществляя агрессию против Карабаха и Армении, обратятся в ОДКБ с просьбой остановить собственную же агрессию? Это, очевидно, известно только одному В. Зайнетдинову, или лидерам тех стран ОДКБ, кто и посоветовал ему подобный ответ.

Остается мнение и позиция России, главного субъекта ОДКБ, которая больше всех не желает расползания угрозы международного терроризма и реализации амбиций Турции в постсоветском пространстве. "Если мы берем на себя обязательства, мы должны эти обязательства выполнять. Нравится или не нравится. Никому не нравится воевать. Сейчас не идет речь о прямой военной угрозе и очередной войне с Турцией. Но Россия на мюнхенские сговоры никогда не шла и не будет идти. Мы знали, на что шли, когда подписывали этот документ", – отмечает депутат Госдумы РФ К.Ф. Затулин.

Россия отмечает, что поскольку является страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, то, как посредник, сохраняет равноудаленность и не поддерживает какую-либо сторону в данном вопросе. Однако Турция рвется в формат участников переговорного процесса (включая как в Минскую группу ОБСЕ, так и по аналогии площадки Астаны и Сочи в сирийском кризисе), но не скрывает своей однозначной поддержки Азербайджану как за столом переговоров, так и на поле боя. Вице-президент Турции Фуат Октай прямо заявил, что Москва не сможет установить перемирие в зоне конфликта без участия Турции, ибо Баку исполняет волю Анкары. Вот слова Ф. Октайя: «Алиев сказал, что без Турции не может быть решения». В то же время, по мнению турецкого чиновника, если Азербайджан официально обратится за помощью, то Анкара отправит на карабахский фронт свою армию.

Чем же отвечает Россия? Д. Песков пока что призывает к миру, хотя не может не понимать, что когда говорят пушки, пустые слова теряют смысл. Пресс-секретарь российского президента одновременно отмечает, что участие Турции в карабахском переговорном формате возможно только с одобрения двух сторон карабахского конфликта, то есть Азербайджана и Армении. Иными словами, Ереван против формирования азербайджано-турецкой коалиции за столом переговоров. Однако турки не собираются спрашивать согласия армян, поэтому и развернули агрессию против Карабаха. Лишь только диспозиция сил на фронте может заставить Анкару и Баку прислушаться к мнению Москвы с Ереваном.

Ясно, что кроме России, фактически не один член ОДКБ не станет участвовать в операции по принуждению мира в Карабахе. Россия реально пытается прекратить расстрел Карабаха. Вместе с ней и Франция не желает вхождения Турции в Закавказье и поражения Карабаха. Как известно, президент Э. Макрон, спустя неделю после инициативы президента В. Путина по прекращению боевых действий в Карабахе, призывал стороны конфликта с 00.00 ч. 18 октября с.г. к перемирию. К сожалению, спустя чуть пару минут с момента времени перемирия ночью 18 октября власти Азербайджана вновь нарушили свои же обязательства и в очередной раз оставили без внимания призывы президента России В. Путина и Франции Э. Макрона. Причину подобного игнорирования Москвы и Парижа со стороны Баку более чем ясно раскрыл вице-президент Турции Фуат Октай. Правда, часть российских экспертов (очевидно, взятые на попечение азербайджанскими нефтедолларами, либо слепо исполняющие установки турецко-азербайджанского лобби в коридорах власти) поспешат утверждать, что в этом видите ли нет президента Ильхама Алиева, ибо это ястреб Реджеп Эрдоган игнорирует инициативу Владимира Путина. Однако подобное объяснение вызывает у мыслящей аудитории всего лишь усмешку, ибо не стоит выставлять харизматичного российского лидера в глупом виде перед миром и преступными режимами Алиева и Эрдогана в частности.

Лучшим ответом президента Путина на подобное издевательство над собой должны стать адресные призывы к "другу" Алиеву о прекращении боевых действий в Арцахе, а также оказание военно-технической помощи армянской стороне. Как только армия Азербайджана побежит от контрудара Армии обороны НКР, Алиев на всех порах помчится в Кремль с поклоном и просьбой о скорейшем завершении войны в Карабахе. Ну а пока Азербайджан теряет свою субъектность в пользу Турции, если их лидер принимает решения по указке Анкары. Хотя у Алиева нет выхода, кроме как надеется на помощь Турции, ибо вряд ли его агрессивная политика может быть поддержана Россией и Западом.

Война в Карабахе продолжается, Азербайджан отказался забирать с поле боя своих раненных и погибших, ибо Алиев желает побед и новых территорий, но не желает получить народное возмущение и свержение собственного режима. Если перемирие 1994–1995 гг. опровергнуто войной 2020 г., то актуализируется вопрос нового статус-кво и его границ. Об этом сам Алиев публично утверждает в своих интервью мировым СМИ. Армянская сторона обозначит свою диспозицию на фронте, азербайджанская – свою. Надеюсь, не на словах, а реальным размещением войск и контролем территорий.

Вместе с тем, на мой взгляд, России пора сделать серьезные выводы с карабахской войны 2020 г. относительно сути и состояния ОДКБ. Учитывая приближающуюся угрозу к географии самой России (включая на западе, юге и юго-востоке), Москва должна незамедлительно поменять концепцию стратегии национальной безопасности.

Отныне никто не может считаться стратегическим партнером (союзником) России без реального партнерства (союза) с Россией. Отныне Россия не должна нести на себя бремя содержания и управления ОДКБ, если ее члены не усвоили суть русской басни Ивана Крылова "Лебедь, щука да рак". ОДКБ – организация коллективной безопасности, и если господа союзники не могут самостоятельно без России обеспечить свою безопасность (а по сути, суверенитет), то и вести они должны себя с учетом русской протекции над странами-членами ОДКБ. Вместе с тем, ОДКБ при ключевом участии России не может позволить вооружение страны - не члена ОДКБ, состоящего в военном конфликте со страной-членом ОДКБ. Пора завершать политику удовлетворения чьих-то каприз, когда приближается серьезная угроза к вашему дому. Мне трудно представить, что Организация Варшавского Договора запрашивала бы мнение страны НАТО вводить свои войска в Венгрию, Чехословакию, Польшу или нет. Если бы Москва в те годы следовала подобной логике, то СССР с ОВД развалились бы не в 1991 г., а в том же 1954 г.

Лишь при жесткой и справедливой военной политике, Россия способна обеспечить стратегическую безопасность на постсоветском пространстве и собственные геополитические интересы. Возьмем тему русского языка и стран ОДКБ с ЕАЭС. Мы вновь сталкиваемся со слабой политикой Москвы. Никто не отказывает нашим союзникам в суверенитете (а если откажем, то не спросим). Вместе с тем, если мы вошли в столь важные интеграционные объединения, то на каком языке станем вести международное общение и делопроизводство, как обеспечить многочисленным мигрантам из стран-партнеров трудоустройство в той же России без знания русского языка, на каком языке будут проводиться военное обучение, совместные учения и операции? Стало быть, русский язык обязан получить правовое закрепление на пространстве ОДКБ и ЕАЭС в совместных интересах стран-участников. ОДКБ в ситуации с карабахской войной отмечала, что Армения не представила факты участия исламских боевиков и Турции в конфликте на стороне Азербайджана, как и обстрелы Азербайджана территории Армении. Но почему же в рамках ОДКБ нет коллективного института военной разведки, включая технической, которая способна снять подобные казусы?

А пока ОДКБ напоминает "бой с тенью", а не серьезного бойца на ринге. С таким бумажным институтом вряд ли кто ожидает надежной безопасности. Если Россия не определит правила военного союза, то она не может полагаться и на верность политических режимов стран-сателлитов.

Доктор политических наук, профессор
Александр СВАРАНЦ

0 комментариев

Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии