Армяне из тех народов мира, юбилеи которых насчитываются тысячелетиями. Напомню некоторые даты: в 1939 г. отмечалось 1000-летие великого армянского эпоса «Сасунци Давид», в 1968 г. – 2750-летие основания Еревана, в 1980 г. – 1500-летие рождения великого философа древности Давида Непобедимого, в 2001 г. – 1700-летие принятия христианства в Армении, в 2005 г. – 1600-летие армянского алфавита.
В 2018 г. исполняется 4510-летная годовщина основания древнеармянского государства. Напомню: 11 августа (1 навасарда по армянскому летоисчислению) 2492 г. до н.э., в решающей битве в hАйоц дзоре (????? ???), hАйк Нахапет (???? ???????) одержал блестящую победу над многочисленным войском Бела (Бэла). После этого hАйк Нахапет обустроил свою страну распределяя её области между своими сыновьями и внуками, основал государство, которое по его имени называется hАйк (????– ????????) и обеспечил вечное существование армянского народа.
В советское время исключительно важные сведения армянских историографов Мовсеса Хоренаци и Себеоса (эти сведения упоминаются и у известного учёного VII в. Анания Ширакаци) об hАйке Нахапете, рассматривались как миф и в лучшем случае считались отголосками процесса формирования армянского народа или борьбы между армянским Араратским и Ассура-Вавелонским царствами (сравни например «??? ???????? ???????????», ????? 1, ?????, 1971, ?? 479-480). Такое заключение армянских советских учёных объясняется не их убеждением, а той атмосферой, которая царила в советской историографии: умалить настоящие исторические факты относительно Армении (и не только) и ставить их в определённые рамки, чтобы было удобно преподнести выдуманную историю Армении и региона.
У Бела была огромная армия, как говорит Мовсес Хоренаци: «чудовищно-громадное полчище», а войско hАйка Нахапета было малочисленное (Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. 1, гл. 11). «Тут разумный и мудрый великан, густокудрый и с искрящимися глазами, поспешно собирает своих сыновей и внуков, храбрых мужей-луконосцев, числом весьма немногих, а также прочих, бывших в его подчинении, и достигает берега одного озера с соленой водой, в котором водилась мелкая рыба. Собрав своих воинов, он говорит им: «Встретившись с полчищами Бела, мы должны подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы» (там же).
Для выполнения этой задачи, hАйк «ставит Араманеака с двумя братьями справа, а Кадмоса и двух других своих сыновей – слева, ибо они искусно владели луком и мечом. Сам он стал впереди, а остальную часть рати поставил позади. Построив войско на подобие треугольника, он стал медленно продвигаться вперед» (там же).
Как видно из этого сообщения Мовсеса Хоренаци, hАйк построил своё войско треугольником, иными словами – клином. Эта тактика оправдала себя, так как прорвав кольцо окружающих Бела войск, hАйк, «вооруженный луком, устремляется вперед, приближается к царю, туго натягивает широкий …лук и трёхперой (стрелой) попадает в нагрудную пластину; стрела, пройдя насквозь между плеч, вонзается в землю. И тут возгордившийся Титанид (Бел – С.К.), грянувшись о землю, испускает дух. Увидев столь неимоверный подвиг мужества, его полчища разбегаются куда глаза глядят» (там же). Таким образом hАйк, впервые применив тактику «клина», смог победит в битве в hАйоц дзоре намного многочисленное войско Бела. Это было, как уже отметил, 11 августа (1 навасарда) 2492 г. до н.э.
Если бы об истории деятельности hАйка говорили только армянские историографы, то ещё можно было бы сомневаться в реальности их сведений и считать их предубеждёнными. Однако не возможно их упрекнуть в этом: во-первых, армянские историографы, и особенно Мовсес Хоренаци, критически относятся к описываемым ими событиям, и не излагают сомнительные истории и во-вторых, об hАйке сообщает также грузинский историограф XI в. Леонтий Мровели. В своём труде «Жизнь грузинских царей», о битве в hАйоц дзоре Мровели пишет:«Неброт (Бел – С.К.)… разгневался и двинулся против них (hАйка и его семи братьев – С.К.) со всеми своими войсками. А у Хаоса (hАйка – С.К.) не было войск, по численности равных войскам Неброта, и поэтому он укрепился в лощинах Масиса. Подступил к нему Неброт снизу, закованный в железо и сталь с ног до головы. Поднялся он на одну гору, чтобы переговорить с Хаосом и предложить ему покориться снова, коли желает, чтобы он (Неброт) отступил. Но Хаос сказал своим богатырям: «Подкрепите меня с тыла и я приближусь к Неброту». Выступил он и стал против Неброта, поближе к нему, пустил в него стрелу и попал в грудь Неброту – в нагрудник стальной, и стрела прошла насквозь. Тогда упал Неброт, а его войска обратились в бегство и освободилось племя Таргамоса (Торгома – С.К.). Тогда Хаос объявил себя царем над своими братьями, а также и над другими племенами, обитавшими около границ его царства. А все семь братьев отправились каждый в свой удел, пребывая в подчинении у Хаоса. До сего места мы писали повесть о всех восьми братьях» (Жизнь грузинских царей, I, 1, 10-20, армянский перевод этой части см. ??? ??????? ?????????? ???????????, ?. 1, ?????, 1981, ?? 113-114).* Говоря о царстве hАйка, Мровели сообщает, что оно находилось между Гурганским (Каспийским – С.К.) морем на востоке и Понтийским (Чёрным –С.К.) морем на западе (Мровели, там же, I, 1, 20-25).
Вышеприведённые сведения Леонтия Мровели ценны тем, что они, во-первых, дополняют сведения армянских источников новыми подробностями об hАйке, как предводителе армян и старшего брата предводителей кавказских народов, таким образом подтверждая истинность сведений армянских историографов, и во-вторых, эти сведения приводит иностранец, притом – грузин. Я подчёркиваю это обстоятельство, потому, что с конца XIX и начала XXвв. и, в особенности, в советское время, некоторые грузинские учёные искажали историю армяно-грузинских многовековых, в основном дружественных, отношений, предвзято комментируя сведения древних историографов. Но Мровели жил в XI веке и не имел представление об идеологии марксизма-ленинизма, которой руководствовалась советская историческая наука.
Деятельность hАйка Нахапета была такой значительной и судьбоносной, что народ любил и боготворил его, назвался его именем. И в этом нет ничего мифического. Всемирная история знает много примеров обоготворения царей, предводителей, вождей и т.д. Ведь мы знаем примеры, как церковь обожествил Христа, как римские императоры, восточные цари обожествлялись ещё при жизни, как греки (эллины - ???????) назвались именем внука Прометея — Эллина (?????).
«Полагаю, что никто из людей
мыслящих не станет возражать…»
Мовсес Хоренаци (кн.1, гл. 6)
--------------------
Бывший старший научный редактор
Армянской энциклопедии
Седрак Кркяшарян (Саяс)