Уважение к старшим
Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении и не садиться без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т.д. Каждая услуга, оказанная седине, ставился молодому человеку в честь.
Уважение к женщине
Это положение означало прежде всего уважение к матери, а также уважение к женскому полу вообще. Каждый мужчина считал за честь выполнить просьбу девушки или женщины.
Большим позором считалось обнажить в присутствии женщины оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении.
Если мужчина в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением ей какого-либо ценного подарка.
Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину.
Покушение на честь матери, жены или сестры в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если дела об убийствах можно было путем выплаты цены крови уладить, то подобные посягательства на честь женщины обычно заканчивались кровопролитием.
Слово мужчины
У горцев чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного мужчины было и остается тверже всего. Нормы обычного права народа вырабатывали честность и верность данному слову. Слово соблюдалось очень строго. Если мужчина давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он сдержит его до конца. Армянин за выраженное ему доверие всегда отвечал доверием. Он очень высоко ценил доверие человека и, напротив, считал для себя тяжелым оскорблением, если выражали ему недоверие. Ложь и предательство, особенно по отношению к близким, наказывались очень строго.
Достоинство мужчины
В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Слово отца и его решение были законом для всех членов семьи и не подлежало обсуждению, точно так же младший брат беспрекословно слушался старшего. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.
Положение женщины
Женщина всегда должна была четко осознать свою роль и свое положение в обществе. Предназначение женщины прежде всего - быть женой и матерью, хозяйкой дома.
Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях с мужчинами, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала своё, особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися.
Интересен и неоднозначен обычай, когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия. В некоторых районах Армении этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить его (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом...
В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты - строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и т.п. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, мужчина никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.
Кодекс мужской чести
Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Обязательное бесстрашие и мужество в бою, как основное качество воина, сопровождалось также и бескомпромиссностью в конфликтной ситуации («Раз вытащил кинжал – бей!»). Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род.
Помимо храбрости, также важными качествами являлись твердость характера, хладнокровие и выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный горец должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, холод, жару, голод и даже всякое упоминание о вкусной пище.
Мужчина должен был встречать любую ситуацию с достоинством и честью. Для горца честь и имя всегда были дороже самой жизни. Старая поговорка наглядно показывает особое отношение горца к понятию чести: «Если оказался перед выбором; жизнь или честь, то без раздумий выбери второе.» Даже такие естественные чувства, как любовь или ненависть, должны были отступить на задний план перед необходимостью соблюдения закона чести в том виде, как его понимали армянские горцы. Кодекс мужчины-горца требовал независимо от складывающейся ситуации выполнять свой долг перед семьей и родом, например, исполнить требование кровной мести, несмотря на все препятствия, невзирая на численность или силу противостоящего врага, решительно и бесповоротно вступать в схватку, пусть неравную и заранее обреченную.
Болтливость также считалась неприличной. О военных подвигах своих горец никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые отличались необыкновенной скромностью: не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Особенно неприличным считалось хвалиться своими подвигами в присутствии женщин. Мужчина не должен был распространяется о своих деяниях в обществе женщин.
Скромность и честь девушки
Девочек же, в отличии от парней, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам, могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб.
Взаимоотношения мужчин и женщин
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от чрезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка, принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».
Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.
Армянин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена меняются. В моду вошли всякие мини-юбки, шорты и т.п.
И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в мини-юбочке, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена... Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас армян, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.
Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и окружающие условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные армянские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.
И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых на известных сайтах одноклассников, «в контакте» и других. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одно из самых основополагающих норм поведения своего народа.
Честь семьи и кровная месть
Отстаивание чести своего рода, семьи, всегда стояло на первом месте. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Никакое оскорбление не могло остаться ненаказанным. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных - мужчин. За убийства семья жертвы наказывала семью преступника, кто покушался на жизнь и честь членов его семьи, чтобы тем самым восстановить «семейную честь». Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя и всю свою семью несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.
Существование или сам факт наличия кровной мести является огромнейшим, прежде всего, сдерживающим фактором перед лицом каких бы то ни было посягательств. А когда всё это сидит в самом нутре человека - он сто раз подумает, прежде чем совершить что либо, за что потом неминуемо будет жестоко наказан или он сам или кто-то из его близких родственников.
Этикет, манера поведения, их нарушение и наказание
В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ. Словом, горцы придерживались многих «табу» - неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти. В самых крайних случаях на сельском сходе человеку (чаще всей семье) могли объявить всеобщее презрение и отчуждение. Такой человек оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший сам рисковал оказаться в том же положении.
Унаследованные от предков традиции держали каждого члена общества в рамках строгого приличия; они же вершили суд и расправы сильнее и быстрее, чем секира королевского палача. Правовые нормы такого неписаного житейского кодекса позволяли предать любого нарушителя всеобщему нравственному осуждению и отвержению…
Несколько десятилетий назад на французской эстрадной сцене блистал шансонье армянского происхождения. Бесспорно талантливый певец, он пользовался в Армении огромной любовью и популярностью, гораздо более большей, чем во Франции. В каждом армянском доме были пластинки с записями его песен, каждый житель страны знал его песни. Затем этот певец влюбился в турчанку и женился на ней, предварительно приняв ислам (таково было условие невесты). Как же отреагировали армяне? Они просто предали имя этого певца полному забвению. Он перестал существовать для армянского народа. И дело тут было не в браке с иноплеменницей. Это армяне еще могли простить. Отказ от духовной веры предков, от национальных ценностей и устоев - вот проступок, не поддающийся прощению народом. В этом случае наступает время самого страшного для армян наказания - бойкота общенационального масштаба. Как представляется, это старый способ наказания, успешно испытанный еще в языческую эпоху.
Источник: www.Hayadat.ru