Регистрация Добавить сайт в закладки

Последние новости

17:01
МИД Грузии: Тбилиси готов помочь Армении в борьбе с COVID-19
17:01
Председатель Комитета госдоходов Давид Ананян подал в отставку
17:01
Бако Саакян ответил на вопросы Апрельской комиссии. Работы комиссии подошли к концу
17:00
О методах подсчетов заболевших и процедуре лечения COVID-19 в домашних условиях
17:00
На политолога Николая Платошкина завели дело о склонении к беспорядкам. Он подавал заявку на митинг против поправок к Конституции
17:00
Банки Армении дали кредитные отпуска 550 000 физических лиц
17:00
Температура воздуха в Москве поднимется выше 30 градусов
17:00
Кардинальных подвижек нет, но оптимизм остается: Захарова о нагорно-карабахском урегулировании
17:00
На Кипре санитарный кризис перерастает в геополитический кризис
17:00
Восстание солдат
17:00
Сводка по коронавирусу за сутки: 596 зараженных, 7 случаев смерти
17:00
Дорогая Арпи, продолжай соблюдать правила безопасности. Торосян получил письмо от 9-летней девочки
17:00
Ни одно «бархатное» уголовное дело до вынесения приговора не дошло
17:00
Мы сформировали власть неспособную решать проблемы Армении
17:00
Не применяем силы – слишком мягкотелые, «бархатные», применяем – считают насилием. Начальник полиции
17:00
Шушан Дойдоян: Удаление фото со страницы в Facebook не восстанавливает нарушенное право человека
17:00
После 8-летнего перерыва состоялся первый рейс из Дамаска в Ереван
Все новости
Армяне Мира » Культура » Вардананк

Вардананк

Категория: Культура
6 156
2
(фото: на современной карте стрелкой указано продвижение персидского войска к реке Тхмут, западнее находится гора Арарат - в этом месте произошла Аварайрская битва и Рукописный фрагмент, обнаруженный Конибером в муниципальной библиотеке Лиона (Франция))

Вспомним героев древности

12 февраля (дата для 2015 года) в Армении отметят Вардананк — День милосердия и национальной дани героям. Это день памяти воинов павших в битве с персидской армией на Аварайрском поле. Несмотря на поражение армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном, воины одержали духовную победу.

После падения царской династии Аршакуни в 428 году Армению разделили на две части: западная (меньшая) часть Армении вошла в состав Восточной Римской империи (Византия), а восточная – в состав персидского государства Сасанидов. Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), армянином по происхождению, с ограниченной властью. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем). Марзпан обладал верховной властью, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из них был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел свою небольшую армию.

Сначала персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя и создателя армянского алфавита Месропа Маштоца. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Персидский шах Ездигерд II в 447 году нормализовал отношения с Византией и решил ужесточить политику в отношении Армении, чтобы в случае войны с Византией, христиане-армяне не стали для христиан-византийцев союзниками. В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам, а также издал эдикт с требованием отказаться от христианства и перейти в зороастризм. Экономика Армении оказалась в руках персов. Налоги стали взимать и с церкви, чего раньше не было.

В ответ на это в 449 году в Арташате собралась вся знать и высшее духовенство Армении – собор, который вежливо, но твердо отверг требования персов. Армяне понимали, что принятие зороастризма равносильно ассимиляции и полному уничтожению армянского народа.
Ездигерд II был в гневе и вызвал марзпана Васака Сюни, спарапета Вардана Мамиконяна и многих нахараров (князей) в свою столицу Ктесифон. Шах думал, что достаточно заставить верхушку знати принять зороастризм и остальные автоматически перейдут в новую веру.

Нахарары прибыли ко двору, но им не оказали должного внимания, как это было прежде. Историк Егише подробно описывает, как обычно шах принимал нахараров Армении:
«А в прежнее время был обычай. Когда прибывала ко двору армянская конница под началом у какого-либо знатного полководца, [царь] высылал навстречу мужа и спрашивал о благополучии мира в стране Армянской, и повторял это же дважды и трижды, и сам делал смотр отряду. И, прежде чем наступало ратное дело, почитал даже самое их прибытие достойным великой благодарности, и перед своими сопрестольниками и всеми вельможами воздавал хвалу всем [прибывшим] и напоминал о заслугах их предков и рассказывал о доблестях каждого мужа.»

Ездигерд II потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня важные элементы зороастризма), иначе:
«... в вашу страну пошлю несметное войско со слонами, а жен и сыновей ваших велю отправить в Хузистан (провинция Персии), а церкви и то, что вы называете часовнями, разорю, снесу и предам разрушению. А если кто воспротивится, тот погибнет под ногами слонов, кончит лютой смертью.»

В самой Персии тогда были христиане, они подвергались гонениям и потому скрывали свою веру. При дворе шаха был евнух - тайный христианин, который посоветовал армянам притвориться будто они желают обратиться в зороастризм, чтобы живыми покинуть дворец шаха. Приказ шаха явиться ко двору означал приказ явиться с семьями. Понимая, что грозит семьям в случае неподчинения, Васак Сюни и Вардан Мамиконян притворились, что принимают зороастризм.

Шах остался доволен и щедро одарил их. Они покинули Ктесифон, но два сына Васака Сюни остались в заложниках шаха. Подобное в те времена было обычным делом: заложники были гарантом выполнения требований шаха.

Вместе с армянами шах отправил 700 магов (жрецы зороастризма), чтобы обратить в зороастризм весь армянский народ. Когда армянские нахарары, возвращаясь из Ктесифона вместе с магами, достигли селения Ангх в области Багреванд, крестьяне во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. То же произошло в городе Зарехаване. Восставший народ стал по всей стране разрушать капища. Так началось восстание, давшее начало массовому движению "Вардананк", в честь Вардана Мамиконяна, объединившего весь народ: дворянство, духовенство и крестьянство.

С весны 450 года быстро пополняются армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении; в наиболее важных пунктах страны размещаются армянские отряды. В битве у Арташата Вардан Мамиконян разбил персидские гарнизоны и выгнал их из Армении. У организаторов восстания было время пока Ездигерд II был занят войной с Эфталаном - царем эфталитов.

Васак Сюни был также марзпаном Иверии (Грузии). Восставшие заключили союз с Грузией и Албанией. Соседние народы решили общими силами свергнуть иго Сасанидов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии. Однако византийский император Маркиан (450—457гг) не оказал поддержки и более того: сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. Не оправдались надежды восставших и на помощь гуннов. Армяне должны были опираться на свои силы, состоящие из регулярных войск и ополчения.

Вардан Мамиконян и Васак Сюни делят войско на три части. Первую из них во главе с Нершапухом Арцруни отправляют в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием Васака Сюни осталась в тылу, а третья - под командованием спарапета Вардана Мамиконяна отправилась на помощь албанам. Васак Сюни заметил настроение некоторых нахараров, которые были не прочь выступить на стороне шаха в надежде заполучить области восставших князей. Именно этих нахараров он оставил у себя в центре страны, в Араратской долине, чтобы следить за их действиями.

В апреле 451 года для подавления восстания Ездигерд II послал большое войско, которое вступило в Армению через области Гер и Зареванд и направилось в глубь страны, разоряя все на своем пути. В мае регулярная персидская армия под командованием Мушкана Нисалавурта, включая полк «бессмертных», 15 боевых слонов и наёмные отряды из варварских племен подошла к городу Маку и стала лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине, в провинции Васпуракан, на юго-востоке от горы Арарат. К ним присоединился Васак Сюни с нахарарами противниками восстания. Против них выступило армянское войско, большую часть которого составляло народное ополчение: в том числе женщины, монахи, старики.

В полдень 26 мая 451 года началось кровопролитное сражение. Вардан Мамиконян разделил войско на три части, основные силы которого вступили в бой со слонами и полком «бессмертных». Битва была ожесточенной, обе стороны понесли большие потери. Вардан Мамиконян пал смертью храбрых.

О численности обеих армий есть разные мнения. Армянские историки, опираясь на рукопись Егише - монаха-воина участника Аварайрской битвы, утверждают, что персидская армия насчитывала 230 000 воинов, а армянская 66 000. Независимые историки сомневаются в правильности этих цифр – согласно Иранике численность сасанидской армии составляла 12 000 человек. Согласно рукописи Парпеци – летописца битвы, персидская армия втрое превосходила армянскую. Потери таковы: 1036 человек со стороны восставших и 3544 человека из персидской армии.

Остатки армянской армии скрылись в горах и вели партизанскую войну. Командующий персидской армией в своих донесениях шаху отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он обвинил Васака Сюни в притворном вероотступничестве и неспособности прекратить кровопролитие. Васак был арестован и отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

Персидский шах Ездигерд II отказался от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

Армянская церковь причислила Вардана Мамиконяна и 1036 воинов-героев павших вместе с ним на Аварайрском поле к лику святых. Ежегодно, в четверг за восемь недель до праздника Святой Пасхи отмечается Вардананк (Святой Вардананц).
Таким образом, на Аварайрском поле армия Вардана Мамиконяна выполнила свою основную задачу: армяне отстояли право быть христианами.

Куда делось тело Вардана Мамиконяна? Какова роль Васака Сюни в Аварайрской битве?

У армянских историков разные мнения и ответы на эти вопросы. Большинство утверждает, что Вардан Мамиконян похоронен на Аварайрской равнине. Однако народ Сюника каждое второе воскресенье июля в селе Ангегакот отмечает праздник Сурб Вардан и уверен, что могилы Вардана Мамиконяна и Васака Сюни находятся в часовне близ села.

Церковь канонизировала спарапета Вардана Мамиконяна и воинов погибших в Аварайрском сражении два века спустя и тогда вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». Имя Васака Сюни втоматически превратилось в синоним предательства. Беря за основу книгу Егише, на вопрос о роли Васака Сюни официальная историография отвечает, что марзпан предатель и виновен в поражении армянских войск на поле Аварайра, потому что перешел на сторону персов. Однако историк Мовсес Хоренаци не так категоричен в оценке действий Васака Сюни. Переводчик книги Мовсеса Хоренаци: «История Армении» в примечании к ней пишет:
«Интересно, что Мовсес Хоренаци в своем отношении к Васаку совершенно не отдает дани той ненависти и презрению, которыми в различной степени, но одинаково проникнуты историки V в. Егише и Лазар Парпеци, подробно описавшие восстание 451 г, и изменническую деятельность Васака, хотя, конечно, наш автор должен был быть прекрасно осведомлен об этих делах.»

Вардан Мамиконян, Васак Сюни и Мовсес Хоренаци были первыми учениками Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита. Положительно отзывался о Васаке историк Корюн: когда в 405 году Месроп Маштоц открывал школы в Армении, молодой Васак был одним из его сопровождающих.(«Житие Маштоца»(443—450гг))

Некоторые западные ученые считают, что Егише вымышленный автор, а по мнению других он жил в IX веке. Полемика началась в 1893 году, когда востоковед Фредерик Конибер обнаружил два рукописных фрагмента книги Егише. В них отсутствует три десятка предложений, которые есть в книге: «О Вардане и войне армянской», хотя один из листов не удалось расшифровать полностью – лист поврежден. Несоответствие текста рукописных листов и книги вызвало сомнения в достоверности излагаемых в книге событий.

Ныне историки выдвигают версию, что на самом деле лидером движения был не Вардан, а Васак. У армянского историка Парпеци сохранилось письмо, которое Васак написал спарапету Вардану, призывая его вернуться, после того как тот, собрав своих людей, бежал в Византию. К тому времени Васак уже договорился с аланами и гуннами, готовыми присоединиться к армянскому войску. Как правитель, Васак не мог сам возглавить движение – это могло привести к гибели страны.

Эпизод, когда нахарары вызванные к царскому двору притворились, что сменили веру, вызывает сомнение в предательстве Васака. Они вернулись в страну в сопровождении магов и восставший народ стал по всей стране разрушать капища. «Разоряли и разрушали их строения, поджигали и сжигали дома служения огню.» (Егише)
Зороастризм проник в Армению задолго до этого и Васак к насаждению чуждого культа не причастен, как ему приписывают - капища были построены еще при шахиншахе Шапухе (Шапур III, 385-388 гг – дед Ездигерда II).

Более полутора лет длилось противостояние: с сентября 449 по май 451 года. Все это время Васак Сюни пытался примирить стороны. Ездигерд II проиграл новую войну с эфталитами и по совету Васака Сюни, издал указ, облегчающий налоги и аннулирующий требование вероотступничества. Так от восставших отошли грузины, албанцы и некоторые окраинные армянские области. Однако остальные не поверили и были настроены на битву.

Вспомним, что сыновья Васака Сюни остались в заложниках шаха и Васак Сюни собрал возле себя ненадежных нахараров, которые в любом случае могли выступить на стороне персов. Видимо Васак Сюни решил сам выступить в битве против восставших, чтобы контролировать ненадежных нахараров и помогать Вардану Мамиконяну.

Командующий персидской армией Мушкан Нисалавурт после битвы был потрясен числом убитых персов - 3544 по сравнению с потерями армян - 1036.
Уж не заслуга ли эта воинов Васака Сюни? После битвы Васаку Сюни удалось вывести тело Вардана Мамиконяна. Он сам или его воины похоронили Вардана в селе Ангегакот.

Остатки армянской армии еще сражались в труднодоступных горных районах. Мушкан Нисалавурт в своих донесениях шаху обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. По требованию шаха Васак был доставлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

У Васака Сюни обнаружили письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию. На суде Васака Сюни обвинили в том, что после Аварайрской битвы он предал многих проперсидски настроеных князей: выманивал их из укреплений, арестовывал и казнил. Васака обвинили в причастности к поражению персов под Зарехаваном.

«Судилище» - так назвал это Егише:
«Ибо были представлены грамоты, которые выдавал Васак и все те, кто был с ним, чтобы в договоре о восстании [адресаты] были с ним заодно: одну грамоту в страну иверов и одну грамоту в страну алванов, а также одну грамоту в Алдзник, и одно послание к царю греческому, и одну грамоту к великому спарапету Антиохии [византийский военачальник]. И ко всем этим грамотам была приложена удостоверяющая печать Васака. Он был причастен также и к убиению могов [магов]в Зарехаване. И представили его грамоты и приказы по поводу многочисленных замков, которые [восставшие] отняли у персов, ибо в то время он был марзпанам.
... Предъявил ему обвинение также и Мушкан Нисалавурт и вместе со своими товарищами-соратниками объявил, что и после окончания войны Васак дал пролиться многой крови, [сказал] как тот лживой клятвой обманывал и побуждал спускаться из замков и одних убивал, а других уводил в плен в качестве царских рабов и рабынь. И сверх всего этого вреда он еще оказался расхитителем податей страны, которые направлялись в царскую казну.»

Ездигерд II приговорил Васака к смерти. Васак Сюни умер в заключении в 455 году.

Восстание армян ослабило персидскую армию. Гунны воспользовались этим, напали и разорили провинцию Атрпатакан. Зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников - христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Шах приказал казнить армянского католикоса и многих священников. Тридцать пять армянских нахараров, были арестованы и сосланы на северо-восток Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Однако персидский шах Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. Пример Васака Сюни показал, что под давлением силы переход в зороастризм был притворным, он вынужден был разрешить армянам исповедовать христианство.

После канонизации спарапета Вардана Мамиконяна и воинов погибших в Аварайрском сражении вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». Возможно тогда в книге Егише появились речи, письма, указы и предложения, где вина в этих бедах возлагалась на Васака Сюни. Это выясняют ученые института Матенадаран, изучая найденные фрагменты рукописи Егише.

«Судилище», как назвал сам Егише, уже есть доказательство истинной роли Васака Сюни в истории. Возможно книга Мовсеса Хоренаци: «История Армении» также подверглась редактированию - в ней нет такого важного события, как Аварайрское сражение, но есть комментарий о мнении Хоренаци.

А что думали потомки Васака Сюни?
Род Сюни не считал Васака Сюни предателем – его потомки давали своим сыновьям имя Васак. Одним из них был Васак I - царь Сюника с 998 по 1040 год.
Народ Сюника уверен в том, что Васак Сюни герой. Потому и похоронили его рядом с Варданом Мамиконяном.
Ни время, ни наговор не смогли очернить его имя в глазах народа живущего в княжестве Сюни - ныне область Сюник.

Вспомнить героев древности нужно и для того, чтобы вернуть герою Васаку Сюни доброе имя. Народ Сюника не забывает могилы героев: Вардана Мамиконяна и Васака Сюни, хотя они расположены в труднодоступном месте. В прежние времена известных людей хоронили в таких местах, чтобы оградить их от осквернения иноземцами – с недобрыми намерениями в Армении их побывало несметное число. Есть надежда, что благотворительная организация займется благоустройством окрестностей и сооружением достойной часовни, удобной для посещения туристов.

Источники: Егише «О Вардане и войне армянской».
Эрна Ревазова «Распятый росчерком пера».

2 комментария

ghovjnjv 12 апреля 2020 04:48
555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

-1 OR 2+586-586-1=0+0+0+1 --

-1 OR 2+284-284-1=0+0+0+1

-1' OR 2+460-460-1=0+0+0+1 --

-1' OR 2+455-455-1=0+0+0+1 or '7QnZ0HRL'='

-1" OR 2+895-895-1=0+0+0+1 --

824'

if(now()=sysdate(),sleep(12),0)

0'XOR(if(now()=sysdate(),sleep(12),0))XOR'Z

0"XOR(if(now()=sysdate(),sleep(12),0))XOR"Z

0"XOR(if(now()=sysdate(),sleep(6),0))XOR"Z

0"XOR(if(now()=sysdate(),sleep(0),0))XOR"Z

(select(0)from(select(sleep(12)))v)/*'+(select(0)from(select(sleep(12)))v)+'"+(select(0)from(select(sleep(12)))v)+"*/

-1; waitfor delay '0:0:12' --

-1); waitfor delay '0:0:12' --

-1); waitfor delay '0:0:3' --

-1); waitfor delay '0:0:12' --

1 waitfor delay '0:0:12' --

0JNuy6wH'; waitfor delay '0:0:12' --

jFtpdzmj'; waitfor delay '0:0:12' --

MBMNK7ak'; waitfor delay '0:0:3' --

DFI9pjby'; waitfor delay '0:0:6' --

gJCqeSIO'; waitfor delay '0:0:0' --

-5 OR 915=(SELECT 915 FROM PG_SLEEP(12))--

-5) OR 242=(SELECT 242 FROM PG_SLEEP(12))--

-1)) OR 912=(SELECT 912 FROM PG_SLEEP(12))--

n362xk0r' OR 15=(SELECT 15 FROM PG_SLEEP(12))--

vYAh93Tk' OR 498=(SELECT 498 FROM PG_SLEEP(3))--

qySbNqe8' OR 278=(SELECT 278 FROM PG_SLEEP(0))--

y4uZPFce') OR 265=(SELECT 265 FROM PG_SLEEP(12))--

lqRV0lcS')) OR 479=(SELECT 479 FROM PG_SLEEP(12))--

555*DBMS_PIPE.RECEIVE_MESSAGE(CHR(99)||CHR(99)||CHR(99),12)

555'||DBMS_PIPE.RECEIVE_MESSAGE(CHR(98)||CHR(98)||CHR(98),12)||'

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555

555
ghovjnjv 13 апреля 2020 04:49
555

555

555

555
Ваше имя: *
Текст комментария:

Подписаться на комментарии