Дудук в Армении самый популярный и вместе с тем самый «не надоедающий инструмент». Сами армяне утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.
Многие знают, что армяне являются древним народом, который пережил не только множество невзгод за всю свою историю, при этом всеми силами старался сохранить свою самобытную культуру – армянский дудук и танец Кочари дают самое полное представление об армянской культуре.
История создания и развития дудука. Иные названия музыкального инструмента.
В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.
Абрикосовая трубка.
Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.
В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – Дживан Гаспарян рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.
Душа абрикосового дерева.
Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на территории Армении, а дудук изготавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.
Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.
Дудук.
Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».
Игра на дудуке – врожденный дар армян.
В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».
Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».
Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.
Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.
Слушая армянский дудук, невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души.